Вот и пролетело лето. Август в этом году, выдался для нас жарким и суетным. Если жара для нас дело обычное, то суета - связанная с реконструкцией дома..
Случилось это, как всегда, неожиданно, хотя ожидали её давно. Всё началось с того, что в начале мая мы получили письмо из мэрии,
о начале проекта "Tama-38" (программа реконструкции старых жилых зданий).
При этом ни сроков, ни точных дат в этом послании не было. Звонок в мэрию вроде бы прояснил ситуацию:
на другом конце провода сказали - ждите.. от 3-х до 17-ти месяцев. Ну, мы и успокоились.
И как оказалось зря.
Уже 27 июля приехали рабочие, и стали сооружать вокруг дома забор, из профильного листового железа. Грохот, при этом, стоял жуткий.
Одновременно с этим, развесили на подъезды объявления, о начале строительства. После этого рабочие испарились, словно их и не было.
В первых числах августа они вернулись, но уже с грейдером. На этот раз, они выкорчевали растительность вокруг дома, в том числе деревья и 40-летние кактусы.
И завалив цветочно-древесными остатками всю нашу автомобильную стоянку во дворе, отбыли восвояси. С тех пор мы их не видели. А эта куча и поныне там.
Пришло время сказать пару слов о проекте "ТAMA-38", шагающему по всему Израилю семимильными шагами.
Этот Проект государственный, разработан для укрепления жилых зданий, построенных до 1 января 1980 года, на случай землетрясения.
При этом, само государство принимает в нём весьма опосредованное участие, привлекая и стимулируя частных подрядчиков.
Так, подрядчики получили право на достройку от 1 до 3 этажей, с последующей продажей этих квартир.
В целом, программа выгодна для всех. Жильцы тоже, получают свои "плюшки". Как правило, они выглядят так:
дополнительная комната, балкон, лифт, обновление фасада, ремонт лобби и подъезда, и плюс - повышенная сейсмостойкость.
При этом жильцы не платят ни копейки. Мало того, без согласия 90% жильцов, реконструкция невозможна.
Иногда, согласования тянутся годами. Жильцы верхних этажей хотят, а нижних не очень.
Минус у программы всего один - это тот дискомфорт, что испытывают жители домов, во время строительных работ.
Программа ТAMA-38 была принята как временная, на 5-летний период, после чего ее надо было продлевать.
Очередная пятилетка истекла в мае 2020 года. Наш дом под эту программу не попал, как раз из-за сбора подписей жильцов.
То есть, их собрали, но поздновато. Однако в этом году, "Tama-38" возобновили, пока всего на пару лет.
Вот застройщики и заспешили. Для них сейчас главное начать, и неважно, что будет потом. Что мы и наблюдаем воочию, судя по темпам начала работ.
Тем временем, мои попытки "сбежать", на время перестройки, куда-нибудь в тихое место, не увенчались успехом. Не один я такой умный..
Да и тихих мест в Израиле, из-за тама-38, резко поубавились - либо будут надстраивать само здание, либо соседний дом рядом.
И так везде. Однако чтобы понять это, потребовалось время.
Естественно, в связи с этим, в августе мне было не до чего. В том числе и не до ЖЖ. Однако когда страсти улеглись, я о нём вспомнил.
Так как завязывать с ним навсегда, не в моих планах. По крайней мере, на ближайшее будущее. И так, пишу редко..
Так же, вспомнил я и о целом пласте фотографий, снятых пару лет назад, во время приезда моих дорогих гостей из России, за полгода до пандемии.
Фотографий было столь много, что я их отложил в сторону, на потом. И благополучно забыл о них, изредка вспоминая и сокрушаясь..
Помню, в тот августовский день мы решили погулять по Тель-Авиву. В разработке программы прогулки я участия не принимал, этим занималась моя дочь.
Ещё с вечера мы договорились встретиться утром следующего дня в центре Тель-Авива. До точки сбора добрались быстро и без опозданий.
Заглянули на быстрый завтрак в кафе, и отправились гулять.
Итак, август 2019.
Вошли мы на рынок Нахалат Биньямин (שוק נחלת בנימין) не через центральный вход, а с какой-то боковой улочки прямо из кафе.
Я даже не понял как. Не потому, что плохо знаком с Тель-Авивом.. Просто давно в этих краях не был - лет пять, если не больше.
Дважды в неделю: по вторникам (с 10.00 до 18.00), и по пятницам (с 10.00 до 17.00), как и раньше, здесь работает ярмарка искусств и ремесел.
В эти дни сюда съезжаются мастера со всей страны. Около 200 торговцев держат стенды на постоянной основе, другие приезжают лишь изредка.
Располагается он неподалёку от продуктового рынка "Кармель" (шук Кармель), известного на всю страну, и далеко за её пределами.
При общих чертах всех рынков, каждый имеет свой неповторимый облик. Однако же, по-моему, этот рынок уникальный.
Он больше похож на Ярмарку ремесленников. Здесь покупателям предлагают уникальные и эксклюзивные товары, выполненные собственноручно.
За вполне приемлемую цену вы можете купить здесь настенные часы, посуду с мозаикой, а также множество необычных вещей.
Ярмарка расположена в пешеходной зоне центра города. Сама улица интересна тем, что на ней сохранились здания 1920-х годов.
Улица Нахалат Биньямина была основана в 1909 году. В 1914 году были построены первые дома, спроектированные местными архитекторами.
Сегодня их считают образцами традиционной еврейской архитектуры. Некоторые из них, превратились в роскошные пятизвёздочные отели,
с краткосрочной арендой. А почему нет?! - прекрасное место, чтобы понаблюдать за толпой..
Разнообразие товаров на рынке и их стилистика поражает. Перечислить и описать их попросту невозможно, это надо видеть своими глазами.
Именно поэтому, я оставил в посте более 50 фото, выбрав их из более полутора сотен.
Надеюсь, они помогут вам познакомиться с традициями местных ремесел, почувствовать атмосферу, а также - пульс и колорит восточного рынка.
Основная собенность этого рынка в том, что здесь не продают одинаковых вещей и не продают изделий ширпотреба.
Каждый товар, не зависимо от его ценности, уникален и изготовлен в единственном экземпляре.
За этим следит особый комитет рынка Нахалат Биньямина, обеспечивая тем самым, строгий контроль качества.
Получить от него разрешение на торговлю на улице, не так-то просто. Так что, покупая что-то, вы можете быть уверены на 100% в том,
что это оригинал! - и надлежащего качества.
Вещи международных брэндов можно привезти из любой поездки, и Тель-Авив, конечно же, не исключение.
Сюда же приходят за эксклюзивом, за вещами ручной работы. Многие из которых, больше нигде не купишь.
А то и просто пройтись, окунувшись в атмосферу ярмарки, где не шумят, и не кричат продавцы. Здесь же не "торгаши", а люди искусства.
Ради интереса, я пристально вглядывался в изделия мастеров на прилавках, дабы найти одинаковые изделия. Но тщетно, похожие были, а вот точных копий нет.
Так что, его смело можно назвать - аутентичным ремесленным рынком.
Непримечательная улица а-Шомер, уходящая вправо, тиха и немноголюдна. На ней, те же дома 20-х годов прошлого века.
Некоторые из них отреставрированы и надстроены. На крыше одного из них даже посадили пальму.
Как и на любом рынке, у одних прилавков толпились люди, у других нет. Где-то и я проходил, не задерживая взгляда.
Торговые ряды разбавляют магазины и небольшие лавки, где продают разные виды тканей, изделий из гипюра и прочего, работающие на постоянной основе.
Среди этих пингвинов я тоже искал двойников. И вроде бы нашёл парочку, но у одного стрижка была значительно короче.
Ахим (братья) - сказал продавец, и продаются вместе. Мне даже стало смешно, так как педантизм не присущ народу Израиля.
А вот и картины. Вообще-то, весь рынок Нахалат Биньямин начался с них. Небольшой коллектив художников-энтузиастов, со всего Израиля,
стал продавать свои изделия чуть в стороне от рынка Кармель, на тихих и спокойных улицах, ставших пешеходными. Началось это в 1987 году.
Я хорошо помню, ту чудесную атмосферу художественного пятачка. Так же 2 раза в неделю, часам к 10 утра, улицы заставляли мольбертами..
Так продолжалось лет 10. Потом к ним примкнули ремесленники, и рынок довольно быстро эволюционировал.
С тех пор, мольберты исчезли, а прилавков с картинами стало меньше. Наверно, они тоже продвинулись (эволюционировали), и ушли с улиц в галереи.
Кстати, одна из них находится рядом.. Впрочем, есть здесь и картины, и фрески и литьё. То есть, выбор того что можно повесить на стену, вполне достаточный.
Именно эти работы похожи на литьё.. в стиле израильского скульптора Франка Майслера. Хотя, сегодня это можно сделать на 3d принтере,
и уже потом доработать: покрыть сусальным золотом, серебром или красками. В любом случае, эти вещи дорогие и покупаются редко.
Возле керамики с глазурью, было безлюдно.
Часть здешних мастеров продолжают работать на заказ. Честно говоря, таких калейдоскопов, с набором сменных стёкол (фильтров), раньше видеть не довелось.
Ул. Рамбам пересекает ул. Нахалат Биньямин, наискось. Она делит рынок, примерно пополам. К этому перекрёстку чуть левее, примыкает ул. Моливер,
образуя тем самым, небольшую площадь. Все эти улицы пешеходные, торговые же ряды расположены лишь вдоль ул. Нахалат Биньямин.
Соседние улочки изобилуют, кафе и ресторанчиками. Довольно часто на них устраивают музыкальные и театральные представления.
Неплохо себя чувствуют и представители сферы услуг. Прямо здесь, могут подлечить и ноги, если вы сильно устали.
В этой палатке к вашим услугам Refleksologia! - так написано на плакате. Стоимость процедуры - 60 шекелей, за 20 минут. (~1360 рублей)
Чуть дальше, под музыку, развлекал публику танцовщик.
Минут через пять, к нему подошёл мальчик. Вообще-то, было трудно понять кто это?! - То ли парень, то ли подставной мужичок.
Перебросившись парой слов, они стали "зажигать" вместе. Причём, довольно лихо. Дожидаться танцев с усатыми мужичками в шляпах, мы не стали.
По другую сторону площади 5-ти углов, разместилось кафе. А на крыше дома, выходящего на площадь, под красным тентом, уютный ресторан.
Справа, ул. Моливер. Левее, дома с рестораном на крыше, ул. Нахалат Биньямин, и продолжение рынка.
Сувениры ручной работы.
По мере прогулки по рынку, у меня создалось впечатление, что здесь можно купить почти всё. От изысканных работ, до мелких детских поделок.
Немало было и такого, о чем и не догадывался. Я не имею ввиду то, что мы видим на фото. А говорю в общем и целом, обо всей ярмарке.
К тому же, гулять по этой ярмарке очень приятно. Вроде бы и людно, но нет толчеи. Все спокойны и любезны. По крайней мере, так было до ковида.
Работы из прозрачной и воздушной ткани. На фото, они выглядят не столь привлекательно.
Кстати, в Израиле, как и во всех южных странах, обои не в моде. Как правило, стены в квартирах окрашивают в светлые однотонные цвета
краской на водной основе.. Иногда, с применением наполнителей, в виде крошки.
И потому: картины, эстампы и фрески - весьма популярны и пользуются очень большим спросом.
А здесь торгуют бубнами. Издали, я принял их за коробки для конфет, из-за яркой их окраски.
На пересечении с ул. Грузенберг, рынок заканчивается.
Развернулись и мы, заодно осмотрев работы местных стеклодувов.
И не отвлекаясь, двинулись дальше, к пересечению с ул. Рамбам. Где чуть притормозили, по желанию внука, увидевшего яркие изделия из воздушных шариков.
Их ловко ваял добрый и улыбчивый дядечка, родом из СССР! - Причем, брал за свою работу сущие копейки. Этого Микки Мауса он сделал
на полагающуюся нам сдачу, которую даже брать было неудобно. Из чего мы сделали вывод, что сидит он тут, из любви к искусству ради удовольствия.
Восточная часть улицы Рамбам. По ней мы отправились к центру, и к улице Аленби.
Шли не останавливаясь. Лишь по дороге, я заглянул в магазинчик виниловых грампластинок. Были в нём и раритеты..
А далее мы вышли на рынок Кармель. Когда-то, в начале 90-х, мне пришлось пересекать его вечером, после закрытия, в течение 2-х недель.
С тех пор, для меня, он перестал существовать. По-моему, за эти годы он стал ещё хуже. А потому, с глаз долой..
Из рынка Кармель, мы вышли к площади Маген Давид (Звезда Давида). Она находится в самом сердце старого Тель-Авива, на пересечении
шести улиц, образующих шестиконечную звезду. Улиц всего пять: Шенкин и Кинг-Джордж, Кармель и Нахалат-Биньямин, и Алленби.
Однако улицу Алленби - пересекающую площадь с запада на восток, считают за два луча звезды.
Фото.. со стороны ул. Алленби.
Площадь Маген Давид, является одной из самых оживленных площадей в центре Тель-Авива. И тем не менее, здесь всегда можно найти место для отдыха.
Мне же не отдыхалось.
Впрочем, ничего особенного увидеть не удалось. Обычная жизнь, где каждый занят своим делом.
Хотя нет! - Люди тогда улыбались чаще. Сегодня этого не увидишь. И не из-за масок, которые на улице мы уже не носим.
Передохнув, мы направились по узкой улице Кинг-Джордж (она слева, уходящая вниз), к "Dizengoff Center". Предстояло нам пройти около 2-х км.
Переход через ул. Алленби.
А дойдя до Центра Дизенгоф, открытого в 1977 году, забрались в одно из кафе, что расположилось на верхнем этаже. Где с нетерпением дожидались заказа.
К большой и монументальной площади Ицхака Рабина, мы подошли в сумерках. Вечерами здесь любит собираться молодёжь.
Её прежнее название "Площадь Царей Израиля". Именно из-за её размеров, в течении многих лет на ней проводилось: демонстрации, митинги, парады.
На одном из таких митингов, в 1995 г. и был убит премьер-министр Израиля Ицхак Рабин. После чего площадь переименовали.
А через год, на месте гибели соорудили мемориал из базальтовых плит. Что сказать?! - Скорбное место.
Если честно, то туристам тут смотреть не на что. Разве что, на пруд с фонтаном возле ул. Ибн-Гвироль. Да и то, если сойдутся пути-дороги.
Как, например, у нас. Дело в том, что на улице Ибн-Гвироль сходятся множество маршрутов, в любой конец города, и автобусы снуют один за другим.
До Ришона мы ехали около часа. Но, как известно, лучше долго ехать, чем ходить.. Тем более, что походили мы в тот день изрядно!
Так прошёл тот августовский день 2019 года. Всего-то пару лет назад..
Что творится на этом рынке сегодня, я не в курсе. Понятно, что удар по этому сектору экономики, был наиболее болезненным.
Остаётся лишь надеяться, что мастеровой люд как-то переживет это тяжкое время. - И всё вернётся на круги своя!
Спасибо за внимание! И берегите себя!