Park a-Horshot - Лесопарк в Тель-Авиве.

Jul 19, 2020 22:00



В один солнечный и не очень жаркий июльский день, мне пришлось ехать в Тель-Авив. Причём, на своей машине, чего я делать не люблю
и избегаю этого при любой возможности. Так как припарковать машину в Тель-Авиве практически невозможно: улицы старого города необычайно
узкие. Кроме того, они с двух сторон забиты разнообразным автотранспортом - легковые и мотоциклы, фургоны, мотороллеры и велосипеды.
По сути, там занят каждый сантиметр улицы, кроме узкого проезда посредине, где беспрестанно снуют люди не обращая внимания на зебры..
В лучшем случае, скорость в таком потоке не более 5-10км/час

Если к этому добавить грузовые фургоны, подъезжающие для погрузки и разгрузки в маленькие магазинчики, коих там великое множество,
то вырисовывается картина маслом - приехали! И застрять на этих улицах дело обычное. Мало того, в этих районах нет и платных стоянок.
Возможно, из-за отсутствия свободных площадей, а может - просто из-за пофигизма, присущего местным жителям. Мне сие не ведомо..
Думаю, учитывая вышеизложенное, становиться понятно, почему я избегаю ездить в Тель-Авив на своём транспорте.

Однако иногда бывает так, что выбора нет и ехать надо. В этом случае начинаешь изучать район парковки заранее.
Так было и на этот раз. Примерно за полчаса, до выезда я вбил в GPS навигатор Waze координаты района парковки и стал ждать.
Каково же было моё изумление, когда он мне выдал данные о наличии свободных мест на стоянке парка a-Horshot,
что в 10 минутах ходьбы от нужного мне места. Проверив по карте и вспомнив, что в этом парке есть кое-что интересное,
прихватил рюкзак с фотокамерой и тронулся в путь.

Навигатор Waze меня не обманул, свободные места на стоянке возле парка были, что меня очень обрадовало. На парковке на 140 автомобилей,
было свободно около 10-15 мест. Конечно, это связано с тем положением, которое переживаем все мы. А ещё, впрочем, я расскажу об этом позже.
А пока, оставив машину, я отправился по делам, а покончив с ними, углубился в парк.

Описываемые мною места имеют глубокую историю, и так или иначе, я вынужден к ней обращаться, попутно рассказывая о дне сегодняшнем,
включая пояснения к фотографиям. Давно я не писал таких постов, и потому не обещаю истории в строго хронологическом порядке.
И ещё.. Что бы как-то отделить "зёрна от плевел", всё то, что относится к истории или выдержкам из газет и журналов, выделено курсивом.

Всего входов в парк а-Хоршот пять. И вошёл я в парк не через этот вход. Но, показываю это фото вам неспроста. Только из этой точки Лесопарка,
в прогале между деревьями, видна старая Яффа, город на восточном побережье Средиземного моря - один из главных портов Древнего Израиля.
В него и приплывали корабли с паломниками, желающими попасть на Святую землю. В том числе и православные.
Так что, вся история начинается с нее, с Яффы (Яффо, Я́фо, Иоппия) - одного из древнейших городов мира.


Вход в парк с улицы Бен-Цви. Он один из центральных, и именно возле него и находится парковка автомашин. Здесь всё чисто и приятно.
А благодаря табличкам.. с правой стороны от входа, и понятно - что можно, а что нельзя. Чего здесь нет, так это таблички с названием парка.


Вокруг всё ухожено: велосипедные дорожки, пешеходные дорожки - любо-дорого смотреть! Но, я-то знаю, что так было не всегда.
Так он стал выглядеть после реставрационных работ 2011-2013 годов. А вообще, этот южный район Тель-Авива, известный как Абу-Кабир,
не популярен среди местного населения. Не способствует этому и тюрьма с одноименным названием "Абу-Кабир" расположенная неподалёку,
а так же институт судебной медицины "Абу-Кабир", расположенный там же.


В начале 19 и до средины 20 века, где-то здесь неподалёку было арабское поселение Абу-Кабир. Оно было основано в период захвата
Палестины правителем Египта Мухаммедом Али-пашой. Будучи вассалом турецкого султана Махмуда II, он отказался подчиняться ему в 1830 году.
В том же году, он перестал платить дань Махмуду II, а в 1831 году открыто развязал войну с Османской империей, послав своего
приёмного сына Ибрагим-пашу с войсками, в подвластную османам Сирию и Палестину. Легко захватив города Газу, Яффу и Хайфу,
войска двинулись дальше. Впрочем, это уже другая история. Нас же интересует место под названием Абу-Кабир.
Я об этом рассказываю потому, что у этого места есть тесная связь с этими событиями.
Ибо, после завоевания этих мест, по личному указу правителя Египта Мухаммеда Али-паши, жителей городка Тель-эль-Кебир в дельте Нила,
переместили сюда, под Яффо, вместо со всем своим скарбом. Это произошло в промежутке между 1831 и 1840 годами. Точных дат нет.

-Интересно, что название парка Park a-Horshot (ивр. פארק החורשות ) переводится как Лесопарк. И местами это соответствует действительности.


После Войны за независимость, 1947-1949 годов, часть территорий района, на которых шли упорные бои, заселять не стали, а засадили Канарской
и Иерусалимской сосной, добавив к ним фруктовые деревья, и называли - Сад обороны. Но место так и оставалось заброшенным.
И постепенно, в связи с удалённостью от жилых кварталов, оно стало местом проведения криминальных разборок..

- Во время реставрации парка внутреннюю часть парка засадили лиственными сортами деревьев. Среди них можно встретить оливы, эвкалипты,
цитрусовые.. А так же, рожковое дерево, относящееся к бобовым. Последнее интересно тем, что кроме прочих, имеет название Хлебное дерево Иоанна.
Его сухие стручки на изломе, имеют запах дрожжей.
- Старые же деревья обрезали. Мне понравился этот эвкалипт, - он словно простёр свои объятия.. Но так он выглядит именно с этого ракурса.


Впереди показалась Колокольня храма русской православной церкви апостола Петра и праведной Тавифы.

Из-за проблем православных паломников возле этих мест, русской православной церковью здесь был куплен участок земли в 1868 году.
Жители деревни Абу-Кабир занимались сельским хозяйством. Но, видимо, не брезговали и грабежами. (Об этом есть упоминания на иврите.)
Он был приобретён при участии архимандрита Антонина (Капустина). По сути, он находился в начальной точке по дороге из Яффо в Иерусалим.

Времени у меня много, день был не жаркий, и потому я шёл не спеша на север, в сторону храма, с большим вниманием смотря по сторонам..
Видимо, потому и обратил внимание на наклон деревьев на восток. Они, конечно все были кривые, но..


Обернувшись, что бы посмотреть с на деревья, оставшиеся позади, - был очень удивлён! - Да они все слегка подшофе!
И даже не сразу сообразил, что Лесопарк находится на возвышенности, и этот наклон не что иное, как многолетняя "работа" ветров с моря.


По началу, на купленной земле был построен небольшой гостевой дом для православных паломников, прибывавших в Палестину через порт Яффа.
Где их принимали, помогали и инструктировали. Поскольку дорога из Яффо Иерусалим таила в себе немало опасностей, особенно в начале пути.
Тогда же был выкопан колодец, и посажены плодовые и декоративные деревья: апельсины и лимоны, маслины и гранаты, кипарисы, сосны и т.д.

Из википедии: "Как правило, маршрут таких паломников лежал в Иерусалим через селения Рамле, Лод и Абу-Гош в сопровождении охраны
и представителей Русской духовной миссии в Иерусалиме, а с 1882 года и Императорского православного палестинского общества.
Значимость пристанища для паломников еще более увеличилась после открытия Яффо-Иерусалимской железной дороги."


Из ивритоязычных источников:
В 1871 году Абу-Кабир, посещает французский археолог и дипломат, Шарль Симон Клермон-Ганно. В районе церкви он обнаружил холм,
при раскопках в котором был найден некрополь, Там же были найдены 34 мраморных надгробий, с надписями на иврите и греческом, и еврейскими символами..
После исследований, Шарль Клермон заявил, что надгробия являются частью кладбища общины Яффских евреев, и относятся к 1-3-м векам.
Среди имён, написанных на надгробиях, были: Хадиб , Каппадокия, Александрия, Греция и Ливия. В заключение, была высказана мысль,
что часть еврейской общины в Яффо была процветающей и богатой.

А позднее..
При раскопках в саду архимандриту Антонину и иерусалимскому архитектору Конраду Шику удалось найти гробницу праведной Тавифы
с хорошо сохранившейся мозаикой византийской эпохи V-VI веков. Позже над гробницей была сооружена часовня.
Об этом написано в википедии: в разделе "Святыни".

- Чем ближе к подворью, тем меньше его было видно.. Имею ввиду храм святого апостола Петра и праведной Тавифы, известном в наших краях
под названием Русская Церковь. Этому очень мешала зелень. Хотя в целом, вид был очень приятный.


Аллея, идущая вдоль забора подворья, отделена от него молодым фруктовым садом. Прямо по курсу, справа, виднелись остатки какого-то строения..


А перед ним, зона отдыха с решетчатым навесом, пропускающим свет. Заглянул в него и я. Посидел пару минут на лавке возле столика, того что в тени.
Удивительно, вроде бы мелочь - всего лишь решетка, но там гулял ветерок. Со скамьи разглядел несколько детских площадок в глубине парка.
Возле них играли несколько мамаш в масках.. с детьми. Но в целом, парк был пуст.


Из википедии:
"В строительстве храма, начатом 6 октября 1888 года в присутствии великих князей Сергея и Павла Александровичей (Романовых)
и великой княгини Елисаветы Федоровны, принимали участие итальянские мастера и местные жители, иконы писал художник и критик А. З. Ледаков.
16 (28) января 1894 года церковь была освящена патриархом Иерусалимским Герасимом в сослужении митрополита Петра Аравийского
и архиепископа Иорданского, а также архимандрита Антонина…
.. К концу XX века храм, как и прочие здания подворья, обветшали. Активные восстановительные работы начались в 1995 году и завершились
к 2000 году при игумене Пимене (Хараиме), бывшем ключарём подворья до конца 2010 года."

И действительно, выглядят все сооружения как новые, в том числе и стена (забор) вокруг церковного комплекса площадью 32 акра.


Фруктовый сад на фоне высоких сосен смотрелся простенько, но приятно. Чуть портила общий вид песчаная почва с выгоревшей травой.
Как оказалось, это не чьё-то упущение.. Местные ландшафтные архитекторы считают необходимым: «позволить городской природе развиваться»..
Об этом написано на сайте парка.
- То есть, землю сознательно оставляют голой, почти без травы, дабы она не "душила" деревья в условиях засушливого климата. Что же, им видней.


И вот я у ворот церковного комплекса относящегося к юрисдикции духовной миссии Московского патриархата на Святой земле.
И, к сожалению, они закрыты. На мой стук в окошко привратника никто не откликнулся. Нет на них и никаких дополнительных сообщений.
Лишь висят обычные таблички с расписанием работы, в соответствии с которым церковь должна быть открыта..

Впрочем, чего-то подобного я и ожидал. Что ж, проверю ещё один вход, с улицы Офер Коэн - подумал я.


Посмотрев на довольно высокие остатки строения, мне в голову пришла лихая мысль - использовать его как наблюдательный пункт, и для съёмки..


С этой целью развалины были обследованы тщательно и со всех сторон. Но, увы, все подходы к нему были перекрыты.


Пришлось отойти, и снимать издали, ища наилучшие места обзора.


Говорят, кто ищет, тот всегда найдёт. С этого места хорошо просматривалась Колокольня храма, она же самая высокая точка в Яффо.


В общем, мне ничего не оставалось, кроме как пойти вокруг, и попытаться попасть на территорию подворья через другие ворота.
В чём я очень сомневался, учитывая обстановку в стране и в мире. Но тут был ещё один момент, о котором стоит сказать.
Дело в том, что по соседству с Русским подворьем расположился Ботанический сад, в котором я тоже не был.
Ботанический сад примыкает вплотную. Его ограждение, сделанное из сетки рабицы, хорошо видно на фото.


Ботанический сад тоже был закрыт. На входе красовалось объявление, написанное от руки, в котором говорилось: в связи с пандемией.. и т.д.
Однако я не расстроился. Мне хватило того, что удалось увидеть сквозь ограждения в разных частях большого участка Ботанического сада.
И увиденное мною, привело меня к мысли о заброшенности и запустении оного. И что, посещать этот Ботанический совершенно не стоит.

Кроме того, эта часть парка мне очень не понравилась, и причин было несколько. Основная, это обилие бомжей всех мастей и окрасок.
Такого количества оных я не видел ни разу. Они сновали, сидели на лавочках по одному и группами, лежали на земле в тени деревьев.
Между ними, наматывая круги по широкой аллее парка, барражировала "миштара". Это по-нашему, а по-вашему - полицейская патрульная машина.
Подъедут к бомжу, поговорят.. и тот отправляется куда-то, а ему на смену бредёт другой. И это среди бела дня!

Нет, ко мне не приставали не те, ни другие. Посматривали ли на меня? - это да! - и те.. и другие, причём оценивающе..
И, тем не менее, было неприятно от такого соседства. А ещё, было жалко ребят, полицейских. Вот уж работа! - не позавидуешь.


А потому, сделав несколько снимков, я ретировался в другую часть парка, куда бомжам путь заказан. По крайней мере, днём.
Кстати, обратите внимание на ажурные и изящные кресты, на куполе и колокольне церкви. Лишь на этом снимке их можно разглядеть..


Возвращаясь, обратил внимание на ворота, на которые, по-видимому, не хватило денег.. Похоже они не используются.
А когда-то к ним привозили грузы, в том числе негабаритные. О чём свидетельствует мощная рельса над стеной, для перемещения грузов.


У ворот я чуть "притормозил", отойдя в сторону, дав пройти молодой паре. Я видел как настойчиво они стучали в ворота с другой стороны.
Подумав, а вдруг повезёт, и им здесь откроют.. - Однако чуда не случилось, хотя парень стучал от души, с пионерским задором..


И поскольку я так и не смог попасть внутрь подворья, выкладываю несколько чужих фоток из сети. Чтобы иметь хоть какое-то представление..
Первые два фото, взяты с сайта "pravoslavie.ru" из статьи: Форпост Русской духовной миссии на Святой Земле.
Беседа с протоиереем Игорем Пчелинцевым.. Лежит она здесь


Во дворе церкви расположена гробница святой Тавифы.
Место захоронения декорировано мозаиками византийского периода (V - VI вв.) и отмечено небольшой часовней.


Двухъярусный белый Иконостас.. сюжеты на нём в основном посвящены жизни Петра и св. Тавифы.
Его подарило церкви Императорское Православное Палестинское Общество.
Статья "Русская церковь в Яффо" автора этой фотографии, найти можно здесь


Вообще же, с праведной Тавифой, всё не так просто и существует три версии: армянская, католическая и православная.
Католическая Церковь Святого Петра была построена в Яффо, Храм апостола Петра русской Церкви в Абу-Кабире,
а согласно армянской традиции, дом Шимона-кожевника находится в доме семьи Закиранов, возле маяка.
Ведь именно на крыше дома Шимона-кожевника, Пётр воскресил Тавифу (Табиту).
Впрочем, это не вызывает горячих споров у последователей разных конфессий, а даже наоборот, - у каждого есть свои святыни.

- Молодая пара ушла далеко вперёд. Резко стихли их громкие восклицания и гулкие шаги по брусчатке и воцарилась удивительная тишина.
Любуясь видами здешних мест, я вдруг услышал пение птиц, стрекот кузнечиков.. шум листвы. Почему я этого не слышал раньше?!


Я шел и думал: конечно, сад ещё молод, но как же хорошо он смотрится! - и какие ароматы вокруг! И это ещё не время цветения..
Думаю, здесь самое место процитировать записи, найденные мною недавно. Они из дневника русского паломника, посетившего эти места 1895 году.
«Что хорошего в Яффо, так это не сам город, а прекрасные сады, которые его окружают. Я думаю, что во всем мире не так много великолепных садов.
(...) Это целые леса апельсиновых деревьев, смешанных с абрикосами, персиками и миндалем. Когда вы прибываете в Яффо на корабле,
вы можете почувствовать удивительный запах цветов в двух милях отсюда».

Лучше и не скажешь..


Финишная прямая.. - Слева под могучими деревьями с трудом просматривается детская площадка и лавочки для мам.
По центру виднеется круглый купол, тоже какой-то аттракцион. А слева, столб камерой наблюдения.. одной единственной.


В тоже время, совсем неподалёку, метрах в трёхстах ближе к одному из выходов, на столбе их целых три, и два громкоговорителя.


- Заглянул и на западную аллею. Вдоль неё росло несколько Фикусов Сикомора усыпанных неспелыми плодами. Их мощные кроны давали замечательную густую тень.
Вам они больше известны под названием Библейская смоковница. Ввиду своей неприхотливости они очень популярны в наших краях..


За аллеей следовал довольно таки крутой склон поросший лесом. Если спуститься по нему, то попадёшь в Яффо. А там и до моря рукой подать.
Хотя даже отсюда, всматриваясь меж кривых сосёнок в дальнюю синеву, могло пригрезиться, что это и есть море. Но это не так.
Уже заводя мотор, подумалось: неплохо бы вернуться сюда, когда закончится эта катавасия..
Послесловие..
[Нажмите, чтобы прочитать, но лучше не читать.]Покидая Лесопарк у меня было двойственное чувство. С одной стороны, благоустроенный парк на возвышенности, с хорошими велодорожками,
детскими площадками, и прекрасными зонами отдыха; да и место - историческое! - с великолепной Русской Церковью, и фруктовыми садами вокруг.
А с другой стороны, обилие людей неприглядного вида в северной части парка, и полиция стерегущая их. Заметно, что некоторые из них хронически больны.
По статистике, за последние десять лет бездомных в стране стало больше. Среди них есть туристы и нелегалы, опустившиеся - пьяницы и наркоманы.

Слышал, что в Израиле им “житуха в кайф”. Только я как-то сомневаюсь в этом. Лишь 38% из местных получают мизерное пособие. А чем живут остальные?!
Вопрос риторический. Продолжать эту тему не хочется, но раз уж затронул, то слегка коснусь и бывших наших, которые разбрелись по миру..
Не знаю как где, а у нас - более 55% бомжей выходцы из СНГ.. Точных данных о количестве бездомных нет. Лишь надеюсь, что общая численность их не высока.
"В Тель-Авиве и Иерусалиме среди бомжей много бывших художников и людей творческих профессий." Об этом писали в 2015 году.
- Приехали в поисках рая, а нашли.. Печально всё это. Впрочем, это тоже - одна из сторон жизни Израиля.


Парки и скверы, Храм св. Петра, park a-horshot, Фото-экскурсия, Тель-Авив – Яффо, Израиль

Previous post Next post
Up