О необыкновенных свойствах мексиканского кактуса пейота (в других переводах - «пейотль») рассказывал в своей книге «Двери ощущений» известный английский писатель О.Хаксли. Это растение содержит в себе более десяти алкалоидов и используется индейцами как лекарство и как культовый наркотик. В высокогорных районах Южной Америки растет кактус, называемый индейцами Сан-Педро, который является «материнским» по отношению к мексиканскому пейоту. Используются южноамериканскими индейцами также дурман обыкновенный и галлюциногенные грибы.
Необычные свойства кактуса пейота еще в 1886 году изучал германский фармаколог Л.Левин. Позднее эти исследования продолжили Х.Элвис и У.Митчелл. Заслуга Хаксли состояла в том, что он первым перешел от чисто лабораторных исследований к непосредственному приему небольших доз наркотических веществ, что позволило ему красочно описывать испытанные им состояния «неординарной реальности». Вот, например, как он описывает свое состояние после приема мескалина: «Я продолжал разглядывать цветы и мне показалось, что в их живом свечении я уловил качественный эквивалент благоухания, но благоухания, которое не возвращается и не сводится к исходной точке, не ослабевает периодически, а постоянно изливается, стремясь от красоты к еще большей красоте, от углубленного к еще более глубокому значению. Мне пришли на ум слова «благодать» и «преображение», и то, что я видел, было, несомненно, одним из их проявлений… Например, книги, которыми был уставлен мой кабинет. Так же, как цветы, они, стоило мне взглянуть, заиграли более яркими красками и преисполнились более глубокого смысла. Красные, словно рубины, изумрудные, оправленные белым жадеидом, агатовые, аквамариновые, цвета желтого топаза, лазурные книги, чей цвет был настолько насыщенным, настолько внутренне многозначительным, что, казалось, они готовы были выпрыгнуть с полок, чтобы еще настойчивей привлечь мое внимание».
Как отмечает исследователь, в подобном измененном состоянии сознания, пространство и время воспринимались совсем по-другому, не так, как в обыденном состоянии сознания: «да, перспектива комнаты выглядела довольно странной, стены, казалось, не образовывали больше правильных углов. Но не это в действительности было важным. А то, что пространственные связи совсем перестали меня интересовать, и мое сознание воспринимало мир в отличных от пространственных категорий измерениях… Пространство никуда не исчезло, однако утратило свое первостепенное значение. Ум интересовали прежде всего не местоположение предметов или отношения между ними, а их сущность и значение. Наряду с безразличным отношением к пространству возникло безразличие ко времени, пожалуй, еще более глубокое… Моим подлинным ощущением времени стало ощущение неопределенной длительности или же постоянного настоящего, которое состояло из непрерывно меняющихся откровений».
Испанские завоеватели, уже в первой половине XYI века столкнулись с тем, что индейцы обладали обширными знаниями в области психоактивной фармакопеи, которая включает несколько видов священных грибов, пейот, дурман обыкновенный (этот вид растений был известен и в средневековой Европе, где использовался в ведовстве и медицине), семена ипомеи, табак и другие. Сюда же входили и некоторые виды вьюнков, чьи зерна ацтеки и народы Центральной Америки почитали особенно священными. Свойства вьюнков были изучены лишь недавно; воздействие, оказываемое ими на психику человека, близко к воздействию такого наркотика как ЛСД.
Среди индейцев Северной Америки искусственно вызываемый наркотиками экстатический транс был неотъемлемой частью шаманского искусства. Народы Северной Америки не только открыли и использовали психоактивные свойства ряда растений, но и успешно комбинировали их для достижения большего эффекта. И одним из самых загадочных растений является уже упоминавшийся кактус пейот. О его магических свойствах упоминал еще в 1576 году знаменитый конкистадор Франсиско Эрнандес. В растении содержится мескалин, который оказывает воздействие на нервную систему человека и его мозг. В Центральной Америке, за много тысячелетий до Колумба, ацтеки поклонялись ему и использовали в своих религиозных ритуалах. Еще и сегодня многие племена американских индейцев считают пейот священным, наделенным огромной врачующей ум и тело силой.
Как показали исследования, проведенные американскими фармацевтами в 70-х годах ХХ века, мнения о врачующих способностях пейота оказались не лишены основания. Например, выяснилось, что вытяжки из тканей этого растения эффективно подавляют большинство болезнетворных микроорганизмов. Тем не менее, любые галлюциногены представляют опасность для психики, особенно если человек склонен к депрессивным состояниям, а также внешней и внутренней агрессии.
Только уравновешенные личности, да и то, пройдя специальную подготовку, могут принимать этот галлюциноген в малых дозах для «расширения» своего восприятия без негативных последствий для психического здоровья. Обычно он применялся магами и шаманами только на начальной стадии обучения своих учеников для разрушения обыденной картины восприятия мира и перехода к новому, более расширенному восприятию.
Вице-президент российского общества по изучению кактусов И.Синев дает следующие сведения об этом растении: «У некоторых индейских племен на территории нынешней Мексики наиболее ценился и ценится поныне пейот - кактус, распространенный в Северо-Восточной Мексике и в южных приграничных с Мексикой районах Техаса. Ботаническое название его - Lophophora williamsii. Есть предположение, что этот вид был известен местному населению и широко применялся им уже несколько тысяч лет назад. Причина такой популярности кроется в галлюциногенных свойствах этого кактуса... Lophophora williamsii содержит лофофорин, мескалин и ряд других алкалоидов, причем более 50% от их общего количества составляет мескалин. Это типичные галлюциногены, не вызывающие патологического привыкания и наркотической зависимости.
Человек, «принявший дозу», начинает ощущать слуховые и зрительные галлюцинации в состоянии бодрствования. Зрительные галлюцинации отличаются красочностью и фантастичностью, изменяется геометрия пространства. Одновременно человек испытывает ощущение бодрости, прилива сил, превосходства».
А вот как описывал магические свойства «травы дьявола» Дон Хуан: «У «травы дьявола» четыре головы: корень, стебель с листьями, цветы и семена. Каждая голова особенная, и именно в этом порядке должен узнавать ее каждый, чьим союзником она становится. Самая важная часть - это корни. Через корни покоряется сила «травы дьявола». Стебель и листья - это голова, которая лечит болезни; если знать как ею пользоваться, это будет просто подарок человечеству. Третья голова - цветы; с ее помощью можно сводить людей с ума, или делать их рабами, или убивать их. Тот, у кого в союзниках «трава дьявола», сам никогда не пользуется ее цветами; по этой же причине он не употребляет стебель и листья, разве что в тех случаях, когда сам чем-нибудь болен; но вот корни и семена идут в дело всегда, семена особенно: они ее четвертая голова и самая могущественная».
michael101063 ©