Пифагорейцы верили, что в числовых закономерностях спрятаны все тайны и основы материального мира. Но под числом они понимали только натуральные числа или дроби, составленные из этих чисел. Со временем Пифагору открылся совершенно новый ряд чисел - иррациональных, т.е. таких, которые не могут быть выражены в виде отношения двух чисел. Пифагором было открыто иррациональное число, которое через много веков Леонардо да Винчи назвал коэффициентом Золотого сечения.
Оказалось, что если отрезок разделить на две части так, чтобы весь отрезок относился к большей части так же, как большая часть к меньшей, то эта пропорция будет равна 1,6180339887... Это единственное положительное число, у которого не изменяется бесконечный ряд цифр после запятой.
И не случайно пифагорейцы избрали эмблемой своего братства пентаграмму - единственную геометрическую фигуру, в которой все без исключения отрезки пятиугольника и его диагоналей образуются из соседних либо умножением, либо делением на коэффициент Золотого сечения. В пентаграмме каждая из пяти линий, составляющих эту фигуру, делит другую в отношении Золотого сечения, а концы звезд являются золотыми треугольниками, вершины которых образуют угол в 36 градусов. Именно поэтому пентаграмма стала для пифагорийцев магическим знаком - символом их тайного ордена. В ней воплощена неразрешимая загадка иррациональных чисел, пентаграмма словно соткана из золотых коэффициентов.
Во времена древних греков коэффициент Золотого сечения использовался только в геометрии, искусстве и архитектуре, где он, по их мнению, придавал неповторимую гармонию пропорциям. По мере же развития наук его стали обнаруживать повсюду: в кристаллографии, экономике, космическом пространстве, архитектуре, биологии, эстетике, почвоведении и т.д.
Например, если уже издревле было известно, что отношение размеров классической мужской фигуры от ступней до пупка и от пупка до темени равно коэффициенту Золотого сечения, то уже в наше время выяснилось, что он присутствует и в работе головного мозга человека: бета-ритм, связанный с умственной деятельностью человека, относится к основной характеристике частотного диапазона мозга в соответствии с этим коэффициентом.
Получается, что и внешние пропорции человека и его высшая нервная деятельность связаны через золотой коэффициент. Но и это еще не все: оказалось, что он входит главным сомножителем в математическое уравнение, определяющее спиральную форму галактических рукавов. Таким образом, золотой коэффициент пронизывает все Мироздание.
Значительное развитие учение о золотом сечении получило после работ средневекового математика Леонарда из Пизы, более известного под прозвищем Фибоначчи. Великий астроном XVI века И.Кеплер назвал золотое сечение одним из сокровищ геометрии. Однако сам термин «золотое сечение» вошел в обиход лишь в 19-м веке.
По законам золотого сечения создавались египетские и мексиканские пирамиды, а также многие древние храмы и святилища. Знаменитое уравнение спирали Архимеда также подчиняется закону золотого сечения. В мироздании же символ спирали распространен повсеместно: от спиральных рукавов галактик до спиралей ДНК. Профессор Г.Дульнев отмечает по этому поводу: «Гете подчеркивал тенденцию природы к спиральности. Винтообразное и спиралевидное расположение листьев на ветках деревьев подметили давно. Спираль усмотрели в расположении семян подсолнечника, в шишках сосны, ананасах, кактусах. Совместная работа ботаников и математиков пролила свет на эти удивительные явления природы. Выяснилось, что в расположении листьев на ветке (филотаксис), семян подсолнечника, шишек сосны проявляет себя ряд Фибоначчи, а, стало быть, и закон золотого сечения. Паук плетет паутину спиралеобразно; спиралью закручивается ураган; испуганное стадо северных оленей разбегается по спирали; молекула ДНК закручена двойной спиралью…
Закономерности «золотой» симметрии проявляются в энергетических переходах элементарных частиц, и строении некоторых химических соединений, в планетарных и космических системах, в генных структурах живых организмов; проявляются в биологических ритмах и функционировании головного мозга и зрительного восприятия, а также в строении отдельных органов человека».
Ученый приводит следующие отрасли знания, в которых в том или ином виде обнаружено золотое сечение:
mso-fareast-font-family:"Book Antiqua";mso-bidi-font-family:"Book Antiqua"">1) растительные и животные организмы,
mso-fareast-font-family:"Book Antiqua";mso-bidi-font-family:"Book Antiqua"">2) пропорции тела и органов человека,
mso-fareast-font-family:"Book Antiqua";mso-bidi-font-family:"Book Antiqua"">3) биоритмы головного мозга,
mso-fareast-font-family:"Book Antiqua";mso-bidi-font-family:"Book Antiqua"">4) строение почвенного плодородного слоя,
mso-fareast-font-family:"Book Antiqua";mso-bidi-font-family:"Book Antiqua"">5) планетарные системы,
mso-fareast-font-family:"Book Antiqua";mso-bidi-font-family:"Book Antiqua"">6) свойства элементарных частиц,
mso-fareast-font-family:"Book Antiqua";mso-bidi-font-family:"Book Antiqua"">7) темперированный звукоряд,
mso-fareast-font-family:"Book Antiqua";mso-bidi-font-family:"Book Antiqua"">8) произведения всех видов искусств, включая архитектуру.
michael101063 ©