Фольклор о существах параллельных миров. часть 1

Feb 26, 2012 12:48




У всех народов древности существовало представления о потусторонних мирах и существах их населяющих. Так, религия и мифология древних египтян имела строгую градацию среди потусторонних существ, каждый класс которых мог располагаться в соответствующей области потусторонних миров: на небе, на земле и в подземном царстве. М.Хоуп описывает это следующим образом: «Очевидно, сами египтяне были не совсем уверены в том, кто именно (помимо богов) населял «небо», поскольку считалось, что несколько классов существ также обитали там. Среди небожителей были Шемсу-Гор, или последователи Гора, которые, скорее всего, играли ту же роль, что и ангелы в христианстве: они находились у трона Гора и при необходимости защищали бога от врагов. Там же были и Ашему, которые, судя по всему, были кем-то вроде эфирных созданий, не обязательно связанных с человеческим существованием; наконец, в небе обитали и Хенмемет mso-char-type:symbol;mso-symbol-font-family:Symbol">- существа, которым либо было суждено стать людьми, либо уже довелось побывать в человеческом воплощении...

    Вне всякого сомнения, религиозные верования XYIII династии оказались настолько же далеки от первоначального текста «Книги мертвых», насколько современное христианство отличается от того учения, которое 2000 лет тому назад (а возможно, и ранее) проповедовал Иешуа и его последователи. Тем не менее, древние египтяне не верили, что духи людей могли обитать в небесах вместе с богами при условии надлежащего поведения во время земной жизни и усвоения ритуалов, необходимых для обеспечения безопасного путешествия в «горние чертоги». Древние свитки пестрят картинами, изображающими взвешивание сердца и другие обряды, связанные с испытаниями, через которые должен был пройти умерший».
    У наших предков также существовала достаточно стройная и эффективная система традиций, обрядов, запретов и примет, которая позволяла им контактировать с сущностями параллельных миров, обеспечивая при таком контакте безопасность.
    С.П.Лебедев и А.С.Лидин в своей книге «Карма повседневности. Мир тени» поясняют: «Если обратиться к народным представлениям о происхождении «духов» и прочих «сил», то чаще всего они сводятся к тому, что и добрые, и злые духи были сотворены одновременно, но если добрые были «полноценными», то есть способными не только к самостоятельному существованию, но и некоторой ограниченной способностью к творению, то злые духи изначально были неполноценными, нуждались в постоянной искусственной поддержке, особенно за счет людей, а к творению были вообще не способны. Термин «духи» не достаточно точен, но применим к некоторым разновидностям теневых сил. Тем не менее, мы постараемся его избежать, чтобы не вносить путаницы, так как практически все существа, которые описываются в народной демонологии как постоянные спутники человеческой жизни, можно считать вполне материальными, реально существующими объектами».
    Наиболее распространенными в русской мифологии были домовые, лешие, кикиморы, черти, русалки и водяные.
    Черти mso-hansi-font-family:"Book Antiqua";mso-char-type:symbol;mso-symbol-font-family:
Symbol">- это демонические существа из подземных параллельных миров малой мерности. П.Светлый объясняет происхождение этого слова следующим образом: «Слово «черт» произошло от слова «черта» (линия) (т.е. двухмерное пространство "Book Antiqua";mso-char-type:symbol;mso-symbol-font-family:Symbol">- авт.). Те самые черти пребывают в двухмерном пространстве преисподней земли и не имеют физических тел, как человек...
    Астральные сущности, пребывающие в преисподней земли, могут подселяться в биополе грешных личностей и через них питаться энергией жизни других людей. Большинство жителей преисподней mso-hansi-font-family:"Book Antiqua";mso-char-type:symbol;mso-symbol-font-family:
Symbol">-   это бывшие грешные люди. Вспомним библейскую историю Каина, отправленного Богом в преисподнюю земли за убийство брата Авеля. Визитеры, пришедшие к нам из-за черты (черти) преисподней земли, имеют весьма ограниченные (линейные) представления о нашем мире».
    Домовые mso-hansi-font-family:"Book Antiqua";mso-char-type:symbol;mso-symbol-font-family:
Symbol">- это существа, постоянно проявляющиеся в непосредственной близости от человеческого жилья. Чаще всего они имеют отношение не только к дому, но и ко всему двору, включая и хозяйственные постройки. Поэтому в некоторых местах эти существа имели более конкретные имена, например, овинный, банный, печинник и т.д. Домовой обычно проявляет себя как доброжелательный к людям хозяин дома, при этом в понятие дома в данном случае входит весь комплекс дворовых построек. Домовые имеют некоторые параллели с тотемами mso-char-type:symbol;mso-symbol-font-family:Symbol">- духами-хранителями рода. Домовые служили и разного рода посредниками между людьми и другими сущностями параллельных миров. Так, в случае пропажи домашнего скота домовой мог заступиться за человека перед лесовиком (лешим) и потребовать скотину обратно.
    У всех народов существовали определенные обычаи «задабривания» домового (как правило, предлагалась определенная пища растительного происхождения с выражением добрых намерений), чтобы он принял дом под свое покровительство. Таким образом, домовые являлись определенными духами-хранителями дома.
    Упоминает этих существ в своей «Розе Мира» и Д.Андреев.   В частности, он пишет: «И пусть мудрецы нашего века, посадившие сами себя в материалистический карцер, иронизируют с высоты своего невежества... но только в сказках о домовых, о пенатах и ларах, о добрых и шаловливых маленьких духах домашнего очага заключается глубокая правда. Древнее язычество знало ее куда лучше нас, лучше евреев и магометан, лучше христиан, возводивших на эти безобидные существа поклепы и небылицы. Подобные рассказни бывают порождены только одним духом mso-char-type:symbol;mso-symbol-font-family:Symbol">-   тем самым, который свойственен фанатикам монотеизма, ханжам и сухим моралистам, объявляющим все, что не входит в их канон, нечистью... Они миниатюрны, веселы и проказливы, а некоторые активно добры. Это своего рода филантропы, любящие делать людям услуги так, чтобы этого никто не знал. Впрочем, другие из них позволяют себе с людьми более или менее безобидные шутки».
    Если происхождение домового можно проследить от культа предков "Book Antiqua";mso-char-type:symbol;mso-symbol-font-family:Symbol">- покровителей семьи, то лесовик mso-hansi-font-family:"Book Antiqua";mso-char-type:symbol;mso-symbol-font-family:
Symbol">- образ гораздо менее близкий человеку. В древности он представлялся как грозный лесной царь "Book Antiqua";mso-char-type:symbol;mso-symbol-font-family:Symbol">- хозяин леса. Скорее всего, он является некоей разновидностью духов стихий "Book Antiqua";mso-char-type:symbol;mso-symbol-font-family:Symbol">- стихиалей, связанных с определенным местом (в данном случае лесом).
    Другой разновидностью этих духов являются водяные "Book Antiqua";mso-char-type:symbol;mso-symbol-font-family:Symbol">- духи озер и рек. А вот настоящие русалки не чисто водяные формы, которые, однако, любят находиться у воды или в воде. Иногда русалки носят имя лесунок, так как часто встречаются в лесу. Видимо в древности их считали могущественными женскими божествами, связанными с продолжением рода и с эротическими силами.
    В славянской мифологии известны также полевики "Book Antiqua";mso-char-type:symbol;mso-symbol-font-family:Symbol">- духи полей, и вилы "Book Antiqua";mso-char-type:symbol;mso-symbol-font-family:Symbol">- девушки умершие без крещения. А с блуждающими огнями славяне связывали души предков и заколдованные клады.
    Еще одна разновидность параллельных тонкоматериальных форм жизни mso-hansi-font-family:"Book Antiqua";mso-char-type:symbol;mso-symbol-font-family:
Symbol">- навьи. Вот как описывает их исследователь древних славянских культов Д.Рыбаков: «Навьи mso-char-type:symbol;mso-symbol-font-family:Symbol">- мертвецы или, точнее, невидимые души мертвецов. Иногда исследователи говорят о культе навий, как о культе предков, но от этого следует предостеречь, так как предки это mso-char-type:symbol;mso-symbol-font-family:Symbol">- свои, родные мертвецы, неизменно дружественные, деды, покровительствующие своим внукам и правнукам. Навьи же mso-char-type:symbol;mso-symbol-font-family:Symbol">-   это чужие, иноплеменные мертвецы, души врагов и недоброжелателей, души людей, которых за что-то покарали силы природы (души утопленников, съеденных волками, «с дерева падших», убитых молнией и т.п.). Очень полно раскрывает сущность навий болгарский фольклор: навьи "Book Antiqua";mso-char-type:symbol;mso-symbol-font-family:Symbol">- это птицеобразные души умерших, летающие по ночам, в бурю и дождь «на злых ветрах». Крик этих птиц означает смерть; «навьи» нападают на беременных женщин и на детей и сосут их кровь. Они "Book Antiqua";mso-char-type:symbol;mso-symbol-font-family:Symbol">- вампиры (упыри), чрезвычайно опасные для людей».

Славянский фольклор о мертвецах не ограничивается одними навьями. К этой же группе существ относят вампиров, лампиров, упырей, опиров, обыров и козлаков. Всем славянам известны и существа, которые мучают спящих людей. У русских они носят названия мора, мара, маруха, кикимора, шишимора.

michael101063

духи стихий, Андреев, мифы, параллельные миры

Previous post Next post
Up