С чего же начать переход к гармоничной альтернативной цивилизации? В качестве выхода из тупиковой ситуации технократического развития можно предложить некоторые корректирующие наше механическое мировосприятие методы. Один из них состоит в отказе от беззаговорочно-лидирующей роли интеллекта в нашей жизни. Однобокое развитие интеллекта без развития духовности превращает людей в механических роботов технократически-материальной культуры (атеизм).
В.Тверской и Н.Тверская по этому поводу пишут: «Самая большая беда современного человека в том, что он разделил, изолировав друг от друга, тело, ум и душу. Естественные науки, проведя суровую инвентаризацию всего сущего, исключили, решив, что ее нет, человеческую душу: ведь нет прибора, чтобы ее обнаружить. Тщательно обследовав человеческое тело, ученые не нашли такого органа - душа. И отменили ее.
Отменив душу, наука отменила и ее воздействие на тело. А понятие духа, без долгих размышлений отдали его в безраздельное пользование служителям культа, сделав его прерогативой церкви. И человек, разъятый на составные части, перестал быть тем, кем был задуман - великим триединством: тела - души - духа. Болезни, беды и несчастья, последовавшие за этим, бесчисленны и всем хорошо известны. И вырваться из порочного круга удается лишь тому, кто осознает себя как божественное творение…».
Однако и развитие духовности при полном отказе от физической реальности превращает людей в религиозно-мистических фанатиков. Точка равновесия и гармонии между этими двумя крайними полюсами мировоззрения состоит в соединении и синтезе мистических и научных знаний, интеллектуального и интуитивного познания мира.
Об этом срединном пути, соединяющем энергии Неба (Космоса) и Земли, еще много тысяч лет назад проповедовали даосы. Именно этот путь соединения антагонистических половинок лежит в основе закона единства и борьбы противоположностей.
И именно об этом пути говорили миру Е.Блаватская, Е.Рерих, К.Кастанеда, К.Медоуз, К.Циолковский, А.Горбовский, В.Казначеев, В.Вернадский, Ф.Капра, А.Бентов, Г.Зуков, а также многие другие представители двух различных «полюсов» - ученые, исследователи и мистики.
Не случайно антрополог А.Слободова отмечает, что «мы входим в новую эпоху, эпоху иных возможностей. Это будет эра синтеза всех накопленных человечеством знаний...»
В культурно-мировоззренческом плане это может выразиться в соединении духовного восточного и материалистического западного взгляда на окружающую реальность. Так, известный социолог Ф.Нортроп считает такой раскол между Западом и Востоком серьезной проблемой нашего времени, возникающей из противостоящих друг другу одинаково односторонних культурных построений. Ф.Поллак отмечает по этому поводу: «Чтобы достичь необходимого синтеза, Запад, художественное творчество которого было разрушено интеллектуализмом, должен большее место уделить спонтанному, наивному и эстетически-примитивному взгляду на мир Востока, а Восток, в свою очередь, - научному и технологическому подходу Запада».
Такого же мнения придерживается В.Шубарт: «В нынешней своей форме западно-восточная проблема представляется, как проблема обновления человечества, как возможность одухотворения Запада Востоком, как указание раздробленному человечеству вновь воссоединиться в его праначальном единстве, как задание создать совершенного человека».
Таким образом, мы можем отметить поразительную общность взглядов на суть этой проблемы у различных людей, разделенных как пространственными, так и временными рамками. Технократический путь развития ведет к превращению человека в робота, призванного работать на созданные им самим же технические устройства, которые с увеличением уровня автоматизации все более строго регламентируют жизнь самого человека. Другая крайность - религиозный фанатизм - превращает людей в марионеток, послушных воле своих религиозных лидеров. Оба эти пути ведут к сокращению свободы человека, уводу его от достижения гармоничного равновесия между внутренним и внешним, духовным и материальным, энергиями Космоса и Земли.
Так, еще один футуролог - Э.Фромм - отмечает по этому поводу: «Большинство фактов, по-видимому, указывают на то, что человек выберет господство роботов, что означает на длительную перспективу патологию и разрушение. Но все эти факторы недостаточно вески, чтобы уничтожить веру в возможности разума, в добрую волю и душевное здоровье человека. Пока мы способны думать об альтернативах, мы не пропали окончательно. Пока мы можем вместе совещаться и планировать, у нас есть надежда.
Но, поистине, тени станут длиннее, а голоса безумия - громче. Реализация гуманизма в индустриальном обществе лежит в пределах наших возможностей; но нам угрожают разрушение цивилизации и господство роботов. Западный мир в тупике. Он достиг многих из своих экономических целей и потерял способность видеть цель жизни. Без такой цели, без видения, выходящего за рамки существующей реальности, западное общество, как все прочие в прошлом, неизбежно потеряет жизненность и внутреннюю силу. Сегодня вещи оседлали человека. Наше будущее зависит от того, удастся ли человеку - цельному, творческому человеку - оказаться в седле».
michael101063 ©