О том, что во время шаманского состояния сознания человек впадает в определенный транс, при котором его физическое тело находится в состоянии каталепсии, а энергетический двойник отправляется путешествовать в параллельные реальности, отмечают такие российские исследователи шаманизма как этнографы А.Попов, В.Рыков и другие на основе изучения этого явления у северных народов Таймыра и Кольского полуострова.
Вот, например, как описывает этот опыт В.Рыков в своей работе «Шаманы Лапландии»: «...Мы тоже вошли в состояние, в котором находится шаман во время камлания. Именно поэтому в число его атрибутов непременно входит кусок ткани, закрывающий глаза: для ориентации ему не нужно зрение, оно лишь мешает и отвлекает его.
Интересно, что в состоянии клинической смерти, как свидетельствуют реанимированные люди, у человека появляется подобная же способность «видеть» с закрытыми глазами. Покойник после констатации врачом его смерти (т.е. при полном прекращении сердечной деятельности) обретает способность обретать происходящее вокруг него как бы со стороны без помощи глаз и одновременно продолжает воспринимать все, что говорят окружающие его люди. Спустя небольшое время возникают ранее умершие родственники (их воспринимает, конечно, лишь один умерший) и помогают покойнику освоиться с новым состоянием. У умершего появляется новое нематериальное тело и способность свободно «перемещаться» в «пространстве», в том числе и сквозь материальные предметы.
Это очень напоминает описание шаманами своего состояния во время камлания. Можно предположить, что шаманы владели техникой вхождения в состояние, имевшее некоторые общие черты с клинической смертью. Перед камланием шаман постился целый день. Во время камлания длительная исступленная «пляска» завершалась внезапным падением, после которого шаман лежал неподвижно, напоминая мертвого. Это оцепенение продолжалось около часа... Во время камлания у шамана появлялось внутреннее зрение, а при оцепенении он вступал в общение с духами и «совершал» путешествия в иные миры».
Таким образом, мы можем обнаружить здесь две фазы измененного состояния сознания: первая - это когда во время камлания у шамана открывается ясновидение и яснослышание; вторая - когда шаман впадает в состояние каталепсии, которое сопровождается отделением от физического тела энергетического «двойника» человека. Именно это «отделение» или «выход» энергетического тела и объединяет шаманский транс с состоянием клинической смерти. В обоих случаях по внешнему виду человек напоминает умершего.
Вот, например, как описывает подобное состояние известный советский ясновидящий В.Мессинг: «Я уже говорил ранее, что владею умением приводить себя в состояние каталепсии. Это древнее искусство, которым превосходно владеют индийские йоги. Каталепсия - состояние полной неподвижности с абсолютно застывшими членами и абсолютной одервенелостью всех мышц. Когда я вхожу в состояние каталепсии, меня можно положить затылком на один стул, пятками на другой так, чтобы образовался своеобразный мост. На меня при этом может сесть весьма солидный человек. Мне не приподнять и на миллиметр над землей этого человека в обычном состоянии. А в состоянии каталепсии он может сидеть на мне столько, сколько ему вздумается. Я даже не почувствую тяжести его тела. Вообще, я в это время почти ничего не чувствую. Перестает прощупываться пульс, исчезает дыхание, почти неуловимо биение сердца…».
Таким образом, налицо все те внешние симптомы, которые свидетельствуют об «отделении» энергетического тела, которое при этом может путешествовать не только в рамках настоящего мира, но и в другие времена и пространства, в том числе и «параллельные».
Многие из этих реальностей настолько отличаются от нашего «физического» мира трехмерного восприятия, что многие из исследователей шаманизма, побывавшие в этих реальностях, называют их «необычными» и «неординарными». Так, С.Ингерман пишет: «Когда шаман входит в необычную реальность, правила внешнего мира перестают работать. Лошади летают, растения разговаривают, вокруг полно фей и гномов. Времени, в привычном для нас понимании, тоже не существует. Если мерить обычными мерками, шаман может потратить на свое путешествие с полчаса, но за это время он будет наблюдать восход и заход солнца. В этих необычных мирах пространство тоже не подчиняется внешним правилам. При помощи духовного помощника огромные расстояния покрываются за одно-два мгновения внешнего времени».
Как правило, в шаманской практике эти реальности делятся на Верхний мир (мир богов, высшие духовные миры), Нижний мир (мир духов, преисподняя, низшие миры) и Средний мир, миры трехмерной реальности. Высшие миры имеют мерность пространства-времени выше 3 и время течет в них медленнее, чем в нашем трехмерном мире. Один час пребывания там может равняться от нескольких часов, до нескольких дней в нашей реальности. Прямой противоположностью являются низшие миры, имеющие мерность пространства-времени меньше 3.
Совсем разным оказывается и субъективное восприятие в этих реальностях. Так, высшие реальности отличаются более «тонкой» материальностью. Вот, как это, например, описывает С.Ингерман: «В Верхнем мире, как и в Нижнем, существует много уровней. Путешествуя по этим территориям, шаман-практик осознает, что мы живем в безграничной Вселенной. Хотя ментальные ограничения не позволяют дать полное описание необычной реальности, я постараюсь поделиться тем, что мне приходилось в ней пережить, чтобы дать вам представление, на что могут быть похожи эти территории.
Некоторые воспринимают Верхний мир как нечто бесплотное. Освещение часто очень яркое, цвет переходит от слепящее-белого к мягким пастельным тонам, к серому, заканчиваясь полной темнотой. В верхнем мире я знаю, что я на чем-то стою, но часто не знаю наверняка, что меня здесь удерживает. Я могу пройти через хрустальный город с замысловатыми домами, сооруженный из стекла и хрусталя. Могу оказаться на берегу озера, где можно полежать, или в городе из облаков. Здесь обитают животные силы, а также учителя в человеческом облике, которые могут дать мудрый совет относительно человеческих взаимоотношений.
В отличие от нематериального Верхнего мира, в Нижний мир попадают через туннель, ведущий вглубь земли.
Необычные существа и явления - норма для этого мира, а ландшафты часто напоминают земные: пещеры, моря, густые джунгли и леса. Здесь я могу погрузить пальцы в землю. Существа, населяющие Нижний мир, - это духи растений и животных, а также духи тех людей, которые связаны с тайнами земли.
Средний мир напоминает нашу собственную биосферу, но представленную в необычном ключе».
Подобного мнения придерживается и К.Медоуз, который напрямую связывает восприятие других реальностей с переносом нашего сознания в одно из энергетических тел, которое функционирует на энергетической частоте соответствующей реальности. Путешествия в такие реальности являются осознанными действиями наших энергетических тел.
Хотя во время измененных состояний сознания: сна, транса, обморока и прочих всегда происходит «отделение» энергетического «двойника» от физического тела, но далеко не всегда действия этого «двойника» являются осознанными и остаются в нашей памяти как вполне реальное восприятие как нашей так и других реальностей из состояния энергетического тела («дубля», «тела сновидения» и пр.).
Во время шаманских путешествий или магических практик путешествий в другие реальности посредством использования для смещения «точки сборки восприятия» методик искусства сновидения мы испытываем такую же яркую осознанность как и в бодрствующем состоянии и, кроме того, все эти путешествия в другие миры являются такими же реальными, как наши действия в физическом теле в рамках обыденной физической реальности.
Подтверждение подобным выводам дает и К.Медоуз: «Иные реальности можно воспринимать, лишь настроившись на их энергетические частоты, а это достигается при перемещении осознания физического тела в более тонкую «сущность» - в тело энергии, функционирующее на этих частотах. Такое перемещение приводит к измененному состоянию осознания и восприятию новой реальности. Измененное состояние осознания как бы «подключает» сознание к иному аспекту нашего целостного существа. При этом необходимо, чтобы опыт восприятия был сохранен и перенесен в обычную реальность для оценки и анализа. Обмен информацией между реальностями является фундаментальным навыком шаманистов и практикующих шаманов. На самом деле, именно способность «путешествовать» в иные измерения и приносить информацию из этих путешествий отличает шаманов от племенных знахарей, медиумов и экстрасенсов». («Там, где летают орлы»).
michael101063 ©