Но не каждый способен понять и принять положения новой парадигмы. Это становится возможным лишь с переходом сознания на качественно новый, более «расширенный» уровень восприятия реальности. Так, С.Гроф отмечает: «Новая парадигма не принимается постепенно, под неумолимым воздействием очевидности и логики. Смена происходит мгновенно, она похожа на психологическое превращение или на сдвиг в восприятии фигуры и заднего плана, и оно подчиняется закону «все или ничего». Ученые, избирающие для себя новую парадигму, говорят о том, что их «осенило», о неожиданном решении или о вспышке проясняющей интуиции».
Конечно, к подобному «сдвигу восприятия» более склонны молодые перспективные ученые, чей ум еще не зазомбирован долгими годами работы в рамках устаревшей парадигмы. Это, кстати, объясняет тот факт, что большинство старых ученых-ортодоксов новую парадигму не признают и старательно не замечают очевидность множества замалчиваемых и отрицаемых ими фактов. Однако наука изменяется качественно именно за счет новых разработок - либо фактов, либо теорий. Но в любом случае парадигмы следует рассматривать только как модели, а не как окончательные описания реальности.
Известный физик Дж.Хагелин по этому поводу утверждает: «У каждой эпохи, у каждого поколения есть свои «сами собой разумеющиеся» истины: что Земля плоская, что Земля круглая…
Таких «бесспорных представлений» у нас сотни, хотя любое из них вполне может оказаться не таким уж бесспорным. Я бы даже сказал, что большинство человеческих представлений о реальности, принадлежавших к той или иной господствующей парадигме, были как минимум неточны.
Итак, если история нас чему-то учит, многое из того, что мы ныне считаем несомненным относительно окружающего мира, - просто-напросто неверно».
Такого же мнения придерживался и К.Дюпрель, писавший в конце XIX века, что явления, противоречащие господствующим теориям, представляют для исследователя драгоценный клад. При этом прилагать к новым явлениям масштаб старых и определять границы возможного, основываясь на одном лишь старом опыте, было бы ошибкой, которой часто страдают ученые-ортодоксы. Между тем новые, открытые наукой явления, могут противоречить законам устоявшейся парадигмы и все же согласоваться с некоторыми известными нам законами, упраздняющими прежние. Само существование в природе неизвестных пока нам сил не может отрицаться объективными учеными. Следовательно, возможно существование противоречий между опытом и существующими теориями, поскольку последние не могут быть конечными границами нашего познания.
Попытки же согласования, «подгонки» исследований и открытий под положения устоявшейся парадигмы, ведут к потере объективности и отрезают путь к новым открытиям.
Смена научных парадигм происходит, когда все возрастающее количество открытий, не вписывающихся в тесные рамки старой парадигмы, переходит в иное качество. В результате появляется новая стройная картина описания мира. Эта новая картина описания мира, как правило, базируется на теориях, гипотезах и математических моделях, отражающих более широкий взгляд на окружающую реальность.
Настоящие ученые, используя исторический опыт, изначально предполагают, что сегодняшние знания могут уже завтра оказаться неверными. Однако эти знания не пропадут бездарно, поскольку являются важной ступенькой для дальнейших научных поисков, исследований и открытий. Как отмечают многие исследователи, наука движется вперед за счет того, что задает вопросы и подвергает сомнению незыблемость существующих «истин».
Именно поэтому в последние десятилетия и годы все больше ученых на основании многолетних исследований и сделанных в ходе них открытий и теоретических разработок приходят к однозначному выводу о необходимости очередной смены научной парадигмы.
Так, профессор Стэндфордского университета У.Тиллер конкретно указывает на одну из причин необходимости смены существующей научной парадигмы. Он утверждает: «В нынешней парадигме совершенно нет места для сознания, намерения, эмоций или духа. Однако наши исследования показывают, что сознание может оказывать очень заметное воздействие на физическую реальность, и это означает, что необходимо кардинальное изменение бытующей парадигмы, которая должна будет включить в себя сознание. А для того, чтобы для него нашлось место, современные представления о структуре Вселенной должны быть значительно расширены».
Не остаются в стороне от этого процесса и российские ученые. Так, еще в 1996 году в Москве состоялась научная конференция «Наука на пороге XXI века - новые парадигмы», на которой передовые российские ученые решили «Дальнейшее развитие науки невозможно без учета феномена, который мы называем биополем, энергоинформационныи полем». Все больше внимания уделяет современная наука и изучению связанных с биологическими и информационными полями феноменов сознания.
michael101063 ©