В небе над Сирией: На каждый ультиматум Воздушный флот сумеет дать ответ
Недавний инцидент с российскими и американскими военными самолётами в Сирии снова заставил задуматься, смогут ли стороны избежать воздушного столкновения и военной конфронтации.
На прошлой неделе Пентагон заявил, что ВКС якобы нанесли удар по отрядам подконтрольной США оппозиции в районе Аль-Танфа, которая сражалась с "Исламским государством" (ИГ, запрещена в России). Позже американская сторона заявила, что летчики ВВС США пытались связаться с российскими коллегами во время их авиаударов по заранее установленному каналу связи, но безуспешно. Минобороны заявило, что российская авиация заранее предупредила США о планируемой операции, однако американцы не представили координаты районов, где действовали отряды оппозиции.
Теоретически полеты российской и американской авиации в Сирии не должны быть проблемой - страны создали линии экстренной связи, хотя сейчас с точки зрения военной коммуникации они работают неэффективно. Кроме того, у Москвы и Вашингтона "нет никакой определенной причины для конфликта". У сирийских боевиков нет авиации, и в случае столкновения в воздухе ни у США, ни у России не может быть оправдания, что пилот подумал, что перед ним - самолет ИГ.
У России в Сирии есть военная база, у США - войска специального назначения. Однако ни у Москвы, ни у Вашингтона нет насколько большого количества задействованных военных сил, чтобы авиация с обеих сторон могла "случайно" бомбардировать чужой лагерь, полагает Майкл Пек.
Это означает, что если воздушное столкновение все же произойдет, то это будет означать, что Белый дом решил, что защита боевиков, спонсируемых им, от ударов российской авиации, стоит войны. Или Россия внезапно решит защищать силы "Хезболлы" или Ирана. Однако и то, и другое маловероятно - "правила игры" определены и известны всем сторонам.
Тем не менее, для столкновения по-прежнему достаточно неверно работающего прибора обнаружения, сбоя в программном обеспечении самолета или занервничавшего пилота. Россия и США "ведут две разные воздушные кампании в одной стране". У Москвы и Вашингтона есть одинаковые цели - в частности, борьба с ИГ, однако они поддерживают совершенно разные группировки внутри страны. Более того, у сторон давняя история конфликтов и глубоко укоренившиеся обоюдные подозрения, отмечает Майкл Пек, обозреватель журнала The National Interest.
Воздушное пространство Сирии слишком мало и для России, и для США, и если стороны продолжат военные действия в воздухе в долгосрочной перспективе, то возможны три сценария развития событий: одна из сторон выведет свои силы из Сирии, другая сторона остаётся бомбить ИГ, Россия или США, может быть, с грехом пополам договорятся об общем командовании над всеми воздушными операциями, но рано или поздно дело дойдёт до кровопролития.
Российские и американские военные, в тоже самое время, обсудили в ходе прошедшей на днях видеоконференции выполнение Меморандума о взаимопонимании по предотвращению инцидентов в воздушном пространстве Сирии, о чём заявил официальный представитель российского Минобороны генерал-майор Игорь Конашенков.
В общении с журналистами он жёстко указал на то, что Минобороны уже давно предлагало США составить единую карту расположения действующих в Сирии сил, но прогресса в этом пока нет.
А между тем, влиятельные американские газеты New York Times и Wall Street Journal сообщили, что полсотни чиновников Госдепартамента США подписали письмо, предназначенное для внутреннего пользования, с призывом начать бомбардировкам правительственных войск Сирии. По их мнению, отмечают газеты, это единственный способ борьбы с "Исламским государством" и достижения мира в Сирии. Официальный представитель Госдепа Джон Кирби отказался комментировать данную информацию, но отметил, что госсекретарь США Джон Керри уважает право своих сотрудников на высказывание собственного мнения.
Если сообщения о призывах сотрудников Госдепа США бомбить сирийские войска правдивы, это не может не вызывать беспокойство, заявил Игорь Конашёнков.
"Если в этих сообщениях есть хоть толика правды, и такие важные вопросы в американском Госдепе действительно решаются голосованием "трудового коллектива", то это не может не вызывать беспокойство у любого здравомыслящего человека. И самый главный вопрос: кто потом будет нести ответственность за эти бомбардировки? Большинство "трудового коллектива" Госдепа? Или мы вновь станем свидетелями знаменитой голливудской улыбки, как это уже было в Афганистане, Ираке и Ливии?" - заявил российский генерал.
Президент США Барак Обама не пойдёт на поводу у дипломатов, призвавших нанести удар по правительственным войскам в Сирии, а появление письма сотрудников Госдепа связано с тем, что многие не поддерживают курс президента США по урегулированию конфликта, считает заведующий кафедрой мировой политики НИУ-ВШЭ Максим Братерский.