На Север к полюсу по льду (Справочный материал)
Для арктических первопроходцев покорение Севера было делом вне политики. Вопрос "чья же Арктика?" возник только в 1925 году, когда правительство Канады заявило о претензиях на часть примыкающей территории. Но тогда регион считался безжизненной пустыней, ресурсы которого не стоили серьёзных вложений. Отношение начало меняться в 80-х годах прошлого века, когда стало понятно, что в Арктике находятся запасы нефти и газа, а также вольфрама, золота, алмазов.
История освоения
В XI в. русские мореплаватели начали осваивать побережье Северного Ледовитого океана.
В Никоновской летописи за 1032 год содержится запись о том, что новгородский посадник Улеб совершил поход с Северной Двины к "Железным воротам", то есть или к проливу Карские ворота, или к проливу Югорский Шар, которые отделяют Южный остров архипелага Новая земля и остров Вайгач от материка и друг от друга.
Примечательно то, что в списках посадников Новгорода Великого Улеб числился десятым после первого - Гостомысла, прогнавшего из Новгорода варягов, а седьмым его имя числилось после легендарного посадника - Остромира, славного "Остромировым Евангелием". В летописном своде Нестора так же было отмечено, что в 1096 году новгородские дружинники собирали дань на Печоре и Югре, появляются Сказания о Югре, написанные отроком Гюрятой Роговичем. С этого времени в земли Сибири продолжаются активные морские походы, которые, однако, не были безопасными, ибо местное население оказывало далеко не гостеприимные встречи.
При упоминании о мореходах Севера периода Древней Руси некорректно утверждать о монополии варяжских дружин, бороздящих морские волны на хорошо всем известных драккарах (ладьях). Однако, для создания целостной картины об истории освоения русичами Заполярья, Северного ледовитого океана и Северного полюса, будет правомерным указать, какими же судами правили русичи. Бытует общераспространённое мнение, что древнерусские суда, якобы, имели примитивную конструкцию и, соответственно, примитивные мореходные характеристики; говорили также, что и поморы шили паруса из шкур животных, борта конопатили мхом, а такелаж делали из ремней. Однако, такое мнение абсолютно несправедливо.
Первоначально славянские челны были "однодеревками" (или моноксилами, как их называли греки). Наглядный пример судна-однодеревки можно увидеть в экспозиции Государственного Исторического Музея. Такой чёлн мог нести на своём борту до двух десятков человек, на них ставилась одна мачта с простым прямоугольным парусом. Не смотря на простоту технологии строительства первых русских судов, они отличались достаточными мореходными качествами. С развитием мореплавания происходило усовершенствование самого судна. Увеличилась длинна судна, на чёлн-однодеревку начали наращивать борта из досок (доски наращивали в накрой) и бруса. Так появилась "набойная ладья". Данный тип ладьи так же имел в большинстве случаев одну мачту с холщовым парусом (паруса были богато орнаментированы соответствующей символикой). Эти суда обладали уже большей вместимостью - до четырёх десятков человек (при осадке не более одного метра).
Русичи, отправляясь в дальние мореплавания, активно пользовались навигационными инструментами: магнитным компасом, солнечными часами, ветрометром (который уже в XI веке был широко известен славянам и варягам). Русские мореплаватели отлично ориентировались как по звездному небу, именуя созвездия по своему, так и по навигационным знакам, сработанным из дерева или камней. При плаваниях использовались карты и лоции, передаваемые от отца к сыну по наследству.
В XII-XIII вв. поморами были открыты острова Вайгач, Новая Земля, а в конце XV в. - острова архипелага Шпицберген и остров Медвежий в Баренцевом море. С XIII в. началась крестьянская колонизация Беломорья. В 1499 году в низовьях Печоры был основан Пустозёрск - первый русский заполярный город (просуществовал до 1780 года; находился в 20 км от нынешнего Нарьян-Мара). В 1533 году на мурманском берегу Баренцева моря был основан Трифонов Печенгский монастырь - обитель для покаявшихся разбойников,
который наряду с Соловецким монастырём в Белом море, основанном в 1429 г., был важным пунктом освоения Арктики.
Главным русским портом на европейском севере России вплоть до XX в. оставался Архангельск, основанный в 1584 г.
В XVI-XVII вв. русскими купцами активно осваивался участок Северного морского пути - от устья Северной Двины до Тазовской губы в устье Оби (так называемый "Мангазейский морской ход"). В 1601 году на реке Таз по царскому указу был построен город Мангазея (просуществовал до 1672 года; ныне территория Красноселькупского района Ямало-Ненецкого автономного округа), который являлся торговым и военным форпостом русского государства в Арктике.
В 1648 г. казачий атаман Семён Дежнёв предпринял плавание вдоль берегов Чукотки, открыв пролив между Азией и Америкой, и составил чертёж рек Анадырь и Анюй.
До сих пор имеются сведения о Дежнёве только с 1638-го по 1671-ый. Родина его - Великий Устюг, а когда именно Дежнёв отправился искать счастья в Сибирь - неизвестно. В Сибири он сначала служил в Тобольске, а затем в Енисейске, откуда в 1638 году перебрался в Якутский острог, только что основанный по соседству с ещё непокорёнными племенами инородцев.
В 1728-ом, в ходе Первой Камчатской экспедиции, организованной по указу императора Петра I, офицер русского флота Витус Беринг подтвердил наличие пролива, разделяющего Чукотку и Аляску. В 1733-1743 годах российскую Арктику исследовала Великая Северная экспедиция под руководством Витуса Беринга, братьев Дмитрия и Харитона Лаптевых, Степана Малыгина, Семёна Челюскина и др. Участники экспедиции во время морских и пеших походов впервые нанесли на карту почти все русское побережье Ледовитого океана, берега Охотского и Берингова морей.
В ходе Великой северной экспедиции были открыты полуостров Аляска, Алеутские и Командорские острова. В 1741-1742 годах. Семён Челюскин в пешем походе описал западное и северное побережье полуострова Таймыр, где выявил северную оконечность Азии, которая в 1843-ом была названа в его честь мысом Челюскин.
В 1746 г. по материалам Великой Северной экспедиции была составлена "Карта генеральная Российской империи, северных и восточных берегов, прилежащих к Северному Ледовитому и Восточному океанам с частью вновь найденных через морские плавания западных американских берегов и острова Япона”. В 1765 г. по плану, разработанному русским учёным Михаилом Ломоносовым, была организована Арктическая экспедиция админирала Василия Чичагова. Целью похода был поиск морского прохода от Шпицбергена до Камчатки через воды близкие к Северному полюсу. Несмотря на неудачу, материалы экспедиции значительно обогатили отечественную науку.
В 1799 г. была основана торгово-промышленная Российско-Американская компания, деятельность которой способствовала исследованию и освоению русскими поселенцами Аляски и Алеутских островов.
В 1820-1824 гг. экспедиция под руководством Фердинанда Врангеля и Фёдора Матюшкина, лицейского друга Пушкина, обследовала побережье Северного Ледовитого океана от устья реки Колымы до Колючинской губы на Чукотке.
В эти же годы полярный исследователь Фёдор Литке составил картографическое описание архипелага Новая земля. В
В 1873 г. австро-венгерской экспедицией Юлиуса Пайера и Карла Вейпрехта был открыт архипелаг Земля Франца-Иосифа, который в 1914 году, естественно, был объявлен российской территорией.
В 1878-1879 гг. состоялась экспедиция шведского исследователя барона Нильса Норденшельда, профинансированная совместно шведским правительством, шведскими и русскими предпринимателями. Ей впервые в истории удалось пройти Северным морским путем и выйти через Берингов пролив в Тихий океан.
Активное заселение
С конца XIX века активизировалось заселение российской Арктики. В 1870-х годах архангельские губернаторы организовали переселение ненцев на острова архипелага Новая Земля для постоянного проживания.
В 1894-ом правительство Российской империи по инициативе министра финансов Сергея Витте разработало план по освоению Крайнего Севера. Было запланировано строительство порта на Кольском полуострове и проведение железной дороги, которая связала бы его с европейской частью России. Согласно этому плану, в 1898-ом в Екатерининской гавани Кольской губы был заложен военный порт Александровский (ныне Полярный), а в 1916-ом - Романов-на-Мурмане (ныне Мурманск).
Для скорейшего заселения этой территории переселенцам предоставляли льготы: всех жителей освобождали от уплаты налогов, а мужчин - от обязательного прохождения воинской службы.
В 1900-1902 гг. Русская полярная экспедиция, снаряжённая Императорской академией наук, во главе с бароном Эдуардом Толлем и Александром Колчаком (будущим Верховным правителем России) провела исследование Новосибирских островов, нанесла на карту Арктики около 200 новых географических названий.
В конце 19 века русский геолог барон Эдуард Толль решил отыскать легендарную «Землю Санникова». Удивительно, но благодаря докладу Эдуарда Толля перед Академией наук, сам император Николай II дал разрешение на первую Русскую полярную экспедицию к легендарной Terra incognita. На путешествие требовались деньги, и бюджет рискованного мероприятия долго обсуждался в правительстве. До тех пор пока 31 декабря 1899 года Николай II не подписал документ, согласно которому выделил 200 000 рублей из бюджета Академии наук. Правда, не нашлось подходящего судна… Как всегда, всё у нас не слава Богу. Но Толлю подфартило, и он выкупил норвежское тюленебойное судно «Харальд Прекрасноволосый», которое переименовали в «Зарю». Выделенных императором средств оказалось недостаточно. И переоборудовать судно пришлось уже на пожертвования частных лиц.
21 июня 1900 года первая в истории Российской империи полярная экспедиция отправилась на судне в Арктику. В команде было всего 20 человек. Все были известными. Но в советские годы одно имя было засекречено…
Среди главных членов экспедиции оказался будущий адмирал Александр Колчак, служивший в то время лейтенантом на броненосце «Петропавловск», который шёл по маршруту из Балтики на Дальний Восток. В одном из портов Толль и Колчак случайно встретились, и барону удалось переманить лейтенанта в свою экспедицию.
На судне, которое направлялось в первую русскую полярную экспедицию, Колчак занимался промером глубин, гидрогеологическими и магнитными наблюдениями. Зимовал на Таймыре, дважды побывал на Новосибирских островах, на острове Котельном. Лишь в сентябре 1901 года экипажу удалось добраться до предполагаемой Земли Санникова. По координатам и малой глубине все говорили о том, что они подошли близко. Но смогли увидеть вдали только ледяной пояс. Из-за появившегося тумана, Толль решил отложить поиски. Вся команда снова провела зиму на острове Котельный, откуда Санников когда-то увидел свою землю…
Весной 1902 года барон Толль ещё раз попытался добраться до ставшего уже мифом острова. Но в срок команду забрать не удалось, ледяные глыбы не давали пройти судну. И тогда лейтенант Колчак попросил Академию наук снарядить спасательную экспедицию под его руководством. Поисковая операция проходила с 5 мая по 7 декабря 1903 года. Но все попытки были напрасны. От команды барона Толля остались лишь геологическая коллекция и записка, откуда стало известно, что Толль ушёл на юг острова Беннета в октябре 1902 г. А запасов у команды оставалось лишь на две -три недели.
Добрался ли он до Земли Санникова или погиб, так и не дойдя до неё, - неизвестно. Исследователи предполагают, что экспедиция барона погибла.
У Каверина есть роман "Два капитана": кто скажет, что в некотором смысле одной из драматических линий этой эпопеи не послужила, пусть даже и опосредованно, история экспедиции Толля-Колчака? А то, что у Обручева в его книге всё прямо указывает на эту экспедицию, по-моему, и сомневаться не приходится хотя бы потому, что его произведение так просто и называется "Земля Санникова". И в жизни, и в литературных сочинениях, так совпало, люди все - и главные герои, и второстепенные персонажи, - по-настоящему красивые и внешне и внутренне, для которых каждый день как последний, каждое новое открытие, как первое...
Кстати, 25 апреля 1919-го правительство адмирала Александра Колчака учредило Комитет Северного морского пути - первое государственное учреждение, созданное для организации морских перевозок в Арктике.
Но до того, В 1913-1915 годах, гидрографическая экспедиция под руководством Бориса Вилькицкого открыла архипелаг Северная Земля, а затем совершила первое в истории плавание Северным морским путём из Владивостока в Архангельск.
После Октябрьского переворота 1917-го
В 1920-х-1930-х годвх в СССР была развёрнута широкая программа правительственных мероприятий по изучению и освоению Крайнего Севера. 4 марта 1920-го Президиум Высшего совета народного хозяйства РСФСР утвердил положение о Северной научно-промысловой экспедиции (Севэкспедиции), перед которой была поставлена задача координации всех научно-исследовательских работ в Арктике (с 1925 года - Институт по изучению Севера, с 1958 года - Арктический и антарктический научно-исследовательский институт). 15 апреля 1926-го было принято постановление Президиума ЦИК СССР, согласно которому территорией Советского Союза были объявлены все земли и острова между меридианами 32°4'35" восточной долготы и 168°49'30" западной долготы, расположенные в Северном Ледовитом океане к северу от побережья СССР и до Северного полюса. В 1926-ом на остров Врангеля были завезены первые поселенцы.
В 1932-м при Совете народных комиссаров СССР было создано Главное управление Северного морского пути. Первым руководителем ведомства стал полярный исследователь Отто Шмидт. В том же году он возглавил поход ледокольного парохода "Сибиряков", который впервые в истории прошел СМП за одну навигацию (за 65 дней).
В 1937-ом советские летчики Валерий Чкалов и Михаил Громов совершили первый перелет через Северный полюс. В том же году в СССР была организована первая дрейфующая научная станция "Северный полюс" под руководством Ивана Папанина. Впоследствии такие станции работали в Центральной Арктике вплоть до 1991 года.
Промышленное освоение
Активное промышленное освоение Арктики началось в 1930-е и 1940-е в СССР. В эти годы были построены арктические порты Игарка, Диксон, Певек, Тикси, основаны города Нарьян-Мар, Норильск, Воркута и др. Тогда же в арктических районах Западной Сибири были открыты первые большие запасы нефти и газа.
В 1948-ом для активизации геолого-разведочных работ в регионе в Ленинграде был создан Научно-исследовательский институт геологии Арктики (ныне Всероссийский научно-исследовательский институт геологии и минеральных ресурсов Мирового океана имени академика И.С. Грамберга). В 1960-е были открыты крупнейшие нефтегазовые месторождения региона: Уренгойское (1966), Ямбургское (1969), Бованенковское (1971) и др.
В 1962 году советская атомная подводная лодка "Ленинский комсомол" всплыла в районе Северного полюса (в 1959 году аналогичную акцию первым осуществил военно-морской флот США). В 1977-ом советский атомный ледокол "Арктика" стал первым в мире надводным судном, которому удалось достичь географической точки Северного полюса.
Интересные факты: Самое крупное в мире стадо домашних оленей (более 700 000 голов) выпасается на Ямале. Общая численность домашних оленей в России -более 1,5 млн. голов. Продукция оленеводства поставляется на российский и европейский рынки.