Москва - верный союзник Ташкента. А от Запада ждать нечего.

Jan 24, 2017 20:55

Узбекистан и Россия - ключевые экономические партнеры на постсоветском пространстве.



Вектор движения обозначен
Пока рано подводить первые итоги работы нового Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева. Но несомненно граждане республики ожидают от него перемен к лучшему. Наступят ли эти перемены и будут ли они связаны с дальнейшим сближением с Западом или разворотом в сторону России покажет ближайшее будущее. А на сегодняшний день понятно, что США теряют свои позиции в Средней Азии, как ни стараются они это скрыть и убедить страны региона в обратном. Но факты - вещь упрямая. Утрата военных объектов, снижение присутствия американского бизнеса в регионе не могут пройти бесследно.
Провал формата взаимодействия между США, Узбекистаном, Казахстаном, Киргизией, Туркменистаном и Таджикистаном «C5+1» очевиден. Может быть из него и вышел толк, если бы за красивыми лозунгами не скрывались пресловутые национальные интересы Вашингтона (возможность с позиции Ташкента влиять на Москву) и обусловленное ими бездействие с имитацией бурной деятельности.



Экспертное сообщество отмечает, что сейчас особое значение в регионе придают отношениям с Россией. Она партнёр, сосед и друг. Именно так к россиянам относятся в Узбекистане. Но про экономические связи не забывают. Заметно оживилась традиционная торговля сельхозпродукцией с Россией. Например, гигант промышленного производства «Ростсельмаш» открывает в Чирчике Ташкентской области сборочное производство сельхозтехники. Оборонные ведомства двух стран подписали договор о военно-техническом сотрудничестве.



Определяющее значение для внешнеполитического позиционирования Узбекистана имеет тот факт, что правящие политические круги, представляющие собой сугубо светский политический истеблишмент, сумели мирно, не отступая от конституции, решить проблему передачи власти. Это очень важный и, несомненно, положительный момент.
В отношениях России и Узбекистана особых проблем нет. Они строятся на совпадающих региональных интересах, и прежде всего в области безопасности. Речь идет о борьбе с терроризмом, в том числе и о противодействии проникновению террористических группировок из Афганистана, сдерживании наркотрафика.



О том, какому внешнеполитическому курсу отдаст предпочтение официальный Ташкент, говорит сотрудник сектора Средней Азии Центра изучения проблем стран ближнего зарубежья РИСИ (Российский институт стратегических исследований) Иван Ипполитов:
- Узбекистан можно считать залогом стабильности в среднеазиатском регионе, который держит всю конструкцию в устойчивом положении. Эта страна, с 32-миллионным населением, наиболее эффективным из всех стран региона государственным аппаратом, наиболее мощными спецслужбами, вооруженными силами, жестко и последовательно проводит политику по борьбе с экстремизмом и терроризмом. Узбекистан имеет большой опыт в этом деле. Так что, с точки зрения безопасности, наши интересы очень и очень близки. Что касается других направлений, экономического сотрудничества, то и здесь есть, что обсуждать. Узбекистан, безусловно, заинтересован в российском рынке. Россия является крупнейшим инвестором и внешнеторговым партнером Узбекистана. За прошлый год российско-узбекский товарооборот составил чуть меньше трех миллиардов долларов. Обе страны заинтересованы в его увеличении. Россия заинтересована в активизации многих экономических связей с Узбекистаном. Известно, что "Газпром" и "Лукойл" проводят работы в Узбекистане по изучению и освоению нефтегазовых месторождений. Именно с этими проектами связаны основные надежды на то, что добыча углеводорода в Узбекистане существенно увеличится. Кроме того, Россия заинтересована в узбекском уране. По поводу вопроса трудовой миграции среднеазиатского региона. В России он является темой скандальной, шумной, и очень многие выступают и в экспертном сообществе, и в медиапространстве за сокращение, всяческое максимальное регулирование мигрантов. В трудовых ресурсах из Средней Азии Россия заинтересована так же, как и жители этого региона заинтересованы в трудовом рынке России.



Ещё следует вспомнить, что 30 марта 2016 года Россия согласилась списать 95 процентов непогашенных долгов Узбекистана. Российские государственные СМИ преподнесли это историческое соглашение как серьезный прорыв в сторону улучшения зачастую натянутых отношений между Россией и Узбекистаном.
Переговоры между Москвой и Ташкентом по вопросу долга бывшего СССР были поставлены на паузу в течение двух десятилетий, благодаря демонстрации настойчивости Узбекистана в утверждении своей доли в Алмазном фонде России.
Несмотря на повисшие в воздухе знаки вопроса относительно условий долгового соглашения, оттепель в отношениях Москва-Ташкент - это расчётливое внешнеполитическое решение, которое в значительной степени будет способствовать укреплению российских рычагов давления в Центральной Азии по двум причинам. Во-первых, это позволит России укрепить свое экономическое положение в Центральной Азии на фоне Китая. Во-вторых, общие интересы в сфере безопасности между Москвой и Ташкентом гарантируют основу для партнерства в области безопасности, которая может иметь ключевое значение для долгосрочной стабильности в Евразии.
Решение России пойти на сближение с Узбекистаном путем списания долгов - это важный шаг в направлении расширения влияния Кремля в Центральной Азии.



В 2000 году, в самом начале правления российского президента, эксперты гадали, в какую страну Владимир Путин нанесет визит в первую очередь. Кто-то говорил, что это будет Германия - главный на тот момент партнер России в Европе. Тем более что в этой стране прошли молодые годы главы российского государства. Другие указывали на США или Китай. Назывались также ближайшие страны СНГ - Украина, Белоруссия, Казахстан.
Но Владимир Путин выбрал Узбекистан. Что же связывало российского лидера с узбекским? Высказывались разные версии.
Но как бы то ни было, Узбекистан - страна с 700-летней историей государственности. Во времена Российской империи после вхождения в ее состав, как, впрочем, и после присоединения к СССР, Узбекистану удавалось сохранить определенную самостоятельность.
- Интересы России всегда присутствовали в Центральной Азии, и это присутствие всегда носило стабилизирующий характер, - говорил Ислам Каримов.
Вероятнее всего, эти слова можно расценивать как своего рода напутствие новому президенту Узбекистана.

Кремль, Москва, Владимир Путин, Ташкент, Россия, президент, Шавкат Мирзиёев, Узбекистан

Previous post
Up