АНДРЕЙ ТАРКОВСКИЙ: «Теперь мне ничего не страшно»
После покупки дома в Рязанской области, Великий режиссёр вообще больше ничего не боялся
О родине
Как ни странно это может прозвучать, но своей родиной Андрей Тарковский считал рязанскую деревню, расположенную на берегу реки Пары. В одну сторону дорога на Шилово, в другую - на Путятино. Сейчас деревня стала именоваться поселком Мясным. И вот именно об этой точке на карте России автор гениальных кинокартин говорил: «Боже мой, как я был там счастлив!» А, между тем, как свидетельствуют документы, 84 года тому назад родился сын поэта Арсения Тарковского в старинном селе Завражье Костромской области.
Под водами Горьковского моря сгинул дом, географически обозначающий то место, где физически появился на свет Великий кинорежиссёр. Может быть, тягостные воспоминания о самом факте затопления каким-то образом сказались на некоторых аспектах его творчества. Кто знает, кто знает… На эту мысль меня наводит лишь мерцающим в глубокой темноте экранного пространства неброским намёком колеблющийся под дуновениями ветров памяти огонёк свечи, которую несёт в своих руках отменно сыгранный Олегом Янковским главный герой «Ностальгии» - Alter ego автора. И ещё кадры, периодически показывающие одноэтажный дом на пригорке, завёрнутые в туман, как в саван, фигуры людей на его фоне, хаотически разбросанные по периметру телеграфные столбы, появляющаяся из ниоткуда и пропадающая в никуда собака.
В 1984 году в Италии был снят документальный фильм о работе Андрея Тарковского над «Ностальгией». И в этой хроникальной ленте звучит признание Мастера:
- Я чрезвычайно люблю свою деревню, которую называю своей родиной. Я люблю её даже больше, чем Москву, в которой живу давно...
Да, с полной уверенностью можно сказать: дом в Мясном стал воистину родным для Андрея Тарковского, прожившего до его покупки много лет в толчее, сумятице, нелепице и суете купеческой Москвы, так до Октября 1917-го и не сумевшей стать имперской столицей. От того, вероятно, пребывавшей и пребывающей по сию пору в состоянии неадекватной озлобленности по отношению к истинным аристократам духа, каковым, бесспорно, являлся по своему происхождению и по своему призванию Андрей Тарковский.
О родословной
А кем же ещё мог быть тот, в чьих жилах текла кровь человека, который, будучи ещё маленьким мальчиком, в голодные послереволюционные годы находил время для того, чтобы посещать поэтические вечера столичных знаменитостей - Игоря Северянина, Константина Бальмонта, Фёдора Сологуба.
О генеалогии рода Тарковских следует поговорить поподробнее, уж больно эта тема волнительная. Почему? Да хотя бы потому, что существует, по крайней мере, две версии происхождения этой дворянской фамилии на территории Российской империи. И обе эти версии в качестве базы имеют свои достоверные сведения, полученные из исторических источников, а кроме того и отрывки из семейных легенд. И обе эти версии противоречат друг другу, а там где имеются противоречия, всегда возникает живой интерес.
Киноведами в первую очередь рассматривается шляхетская версия, согласно которой дед Великого режиссёра Александр Карлович Тарковский своим предком по отцовской линии польского дворянина по имени Матеуш. В своей книге «Осколки зеркала» Марина Тарковская, сестра Андрея Арсеньевича, пишет:
«Помню, ещё девочкой, я видела генеалогическое древо Тарковских, которое хранилось в нашем доме после смерти бабушки, папиной матери. На пергаменте тушью были нарисованы кружочки, в каждый из которых было вписано имя. Я помню, что нашла имя папы и братьев. Более далёкие предки тогда меня не интересовали. Потом этот пергамент куда-то исчез, осталась грамота 1803 г. - «патент», написанный по-польски, в котором подтверждаются дворянские привилегии майора Матвея Тарковского. Из этой грамоты и других документов ясно, что род Тарковских - польского происхождения, что прадед и дед папы жили на Украине и были военными. Они исповедовали римско-католическую веру, а папин отец был записан в церковной книге православным и считал себя русским».
Однако биографы указывают на то, что со времени своего первого приезда в Дагестан в 1938 году сам Арсений Тарковский указывал на своё происхождение от шаухалов этой небольшой кавказской страны. И эта версия опирается на тот факт, что «во время пребывания Петра I в Дагестане в 1722 году Гамза-бек, сын шаухала Адиль-Гирея Тарковского, был отдан русскому государю в «аманаты» на воспитание. Тот увёз его с собой в Россию. Его дальнейшая судьба покрыта мраком безвестности. Возможно, что именно он, навсегда оставшись на государевой службе в России, женившись на христианке и приняв православие, стал родоначальником русской ветви Тарковских».
Согласитесь, тоже красиво сказано, хотя и достаточно витиевато.
Как, собственно, красиво звучат и стихи Арсения Александровича о доме:
Живите в доме - и не рухнет дом. Я вызову любое из столетий, Войду в него и дом построю в нём. Вот почему со мною ваши дети И жёны ваши за одним столом - А стол один и прадеду и внуку…
О родне
В «Жертвоприношении» замечательно сыгранный Эрландом Юзефсоном герой рассказывает маленькому сыну: «Мы увидели прекрасный дом, в котором нам захотелось жить. И совершенно случайно оказалось, что он продаётся. Это было чудо».
Следует принять во внимание, что эти слова были сказаны в последнем фильме Великого режиссёра. В тот период, когда болезнь уже изгрызла его организм, он всё ещё был влюблён в те места, где со своею второю женой Ларисой чувствовал себя защищённым и свободным.
«24 апреля 1970 года купили дом в Мясном. Теперь мне ничего не страшно - не будут давать работать - буду сидеть в деревне, разводить поросят, гусей, следить за огородом, и плевать я на них хотел! Постепенно приведём дом с участком в порядок, и будет замечательный деревенский дом. Каменный. Люди вокруг будто бы хорошие. Поставим улья. Будет мёд. Надо сейчас подработать денег побольше, чтобы кончить к осени с домом. Чтобы можно было жить тут и зимой. 300 километров от Москвы - не будут таскаться просто так», - записал в дневнике Андрей Тарковский.
А до того случилось вот, что: в 1965 году на съёмках фильма «Андрей Рублёв» судьба свела его с Ларисой Кизиловой, которая на работу была принята его ассистентом. Надо сказать отдельное спасибо тому человеку, который, согласно раскладу звёздных карт, сделал это.
И надо благодарить того, кто сочинил карму для этой пары: не взирая ни на что, игнорируя пересуды, которые обязательно возникают в тех случаях, когда влюблённые люди разрывают все старые связи и даже прежние семейные узы, и устремляются друг к другу, чтобы сойтись навек, преодолев даже осуждение родных.
И особое наше почтение Арсению Тарковскому за то, что воспитал сына уступчивым: в августе 1966 года Лариса уговорила Андрея приехать в её родную шиловскую деревню Авдотьинка - «проведать тётю Саню».
Великий режиссёр был измотан, издёрган борьбой с бюрократами из Госкино: «Андрея Рублёва» потребовали полностью перекроить. Лариса всё прекрасно понимала, а главное знала ответ на вопрос - что может помочь восстановить силы и залечить раны? Чудная погода, деревенский воздух, вкусная еда, купание в реке - вот вам ингредиенты, необходимые для сотворения эликсира счастья и молодости.
И вот в очередной свой приезд на рязанскую землю отправились влюблённые в поход по окрестностям Авдотьинки. Предположительно это был май 1968-го. Гуляя по лесу, они заблудились, что немудрено, ведь оба были совершенно городскими людьми.
Неожиданно вышли к незнакомой деревушке, поднялись на холм и увидели… дом из тёмного красного кирпича, покрытый черепицей и стоявший на возвышенном месте так, что перед ним открывался чудесный вид на луга, на реку, просвечивающую сквозь деревья, на извилистую песчаную дорогу. Окна дома с двух сторон выходили в цветущий сад…