Приоритеты в освоении шельфа и спуск на воду "Арктики"
Спуск на воду головного атомного ледокола «Арктика» рассматривается как важный шаг по созданию условий для промышленного освоения Арктики и обеспечения судоходства по Северному морскому пути. Новый ледокол в первую очередь будет заниматься обеспечением поставок сжиженного газа завода «Ямал СПГ», но в перспективе обновление ледокольного флота необходимо для реализации шельфовых проектов в Арктике.
На Петербургском экономическом форуме «Роснефть» подписала соглашение с ВР о создании совместного предприятия для проектов в Арктике, а руководство «Лукойла» сообщило о переговорах с «Газпромом», которые могут привести к участию компании в освоении шельфа.
На минувшей неделе в фокусе внимания федеральных СМИ находились следующие события арктической повестки:
спуск на воду в Петербурге первого из новых атомных ледоколов модели ЛК-60 проекта 22220 «Арктика»;
обсуждение вопросов развития Арктики на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ): соглашение «Роснефти» с ВР, заявление главы «Лукойла» В.Алекперова о переговорах с «Газпромом» об участии в шельфовых проектах;
и обращение ученых к президенту США Б.Обаме с просьбой не отдавать территории у побережья Аляски в аренду нефтедобывающим компаниям.
Главным событием минувшей недели стал спуск на воду в Петербурге атомного ледокола проекта 22220 «Арктика», который был приурочен к открытию международного экономического форума. Это событие имело символическое значение, так как свидетельствовало об успехах России в технологической модернизации экономики, несмотря на западные санкции, которые, как известно, направлены на создание препятствий освоению Арктики. Спуск на воду новейшего ледокола призван продемонстрировать тщетность этой политики. Что касается непосредственно значения нового ледокола, до сдачи в эксплуатацию которого остается еще не меньше года, то в профильных сообщениях в основном сделан акцент на том, что «Арктика», как и другие ледоколы этого проекта, будет открывать путь для движения грузовых судов по Северному морскому пути. То есть, речь идет об увеличении грузопотока по Северному морскому пути в ближайшие годы благодаря запуску проектов в Арктике, в частности, «Ямал СПГ», Новопортовское месторождение и т.д., для чего и проводится масштабная модернизация ледокольного флота.
Чтобы использовать запасы углеводородов, России нужны атомные ледоколы. Их задача - открывать путь грузовым судам по Северному морского пути (СМП) и доступ к районам Севера и арктическому шельфу. Правда, у трех из действующих российских атомоходов к 2020-м годам закончатся сроки эксплуатации. На смену им должны прийти три атомохода типа «Арктика»: головное судно «Арктика» и два серийных, «Сибирь» и «Урал». Срок сдачи - к 2017, 2019 и 2020 годам соответственно. Сейчас их строят на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге по заказу госкомпании «Росатомфлот» («Лед тронулся: зачем в России строят новые атомные ледоколы», ТАСС, 15.06.2016).
Сегодня на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге спущен на воду первый (головной) из новых атомных ледоколов модели ЛК-60 проекта 22220 «Арктика». Он заложен в 2013 году по заказу «Росатома», ввод в эксплуатацию планируется на конец 2017 года. «Арктика» и следующие атомные ледоколы серии («Сибирь» и «Урал», которые должны войти в строй в 2019-2020 годах) должны заменить работающие сейчас на Северном морском пути ледоколы, построенные во времена СССР, у которых к концу текущего десятилетия заканчивается срок эксплуатации. <…> «Арктика» хоть и спущена на воду, но пока не достроена - в частности, на ней не смонтирована двухреакторная ядерная установка РИТМ-200 мощностью 175 МВт (поставщик - «Атомэнергомаш»). Первый из реакторов отправлен на Балтзавод в конце мая, второй должен отправиться на верфь в ближайшее время, сообщил холдинг-изготовитель. Глава «Росатома» Сергей Кириенко сегодня заявил, что «под ледокол уже заключены контракты», в 2018 году должен начаться вывоз сжиженного газа с проекта НОВАТЭКа «Ямал СПГ». Топ-менеджер уточнил, что объемы заказов «растут по годам» и в целом к настоящему моменту подписаны контракты на транспортировку 18 млн тонн грузов (««Арктика» села в Маркизову лужу», Коммерсант, 16.06.2016).
Рост грузоперевозок по Северному морскому пути, а значит и экономическая целесообразность модернизации атомного флота, зависят от реализации проектов на шельфе Северного Ледовитого океана, которые в настоящее время находятся в подвешенном состоянии. Как сообщалось в предыдущем обзоре, «Газпром» и «Роснефть» добились переноса сроков геологоразведки на 31 шельфовом нефтегазовом месторождении. Но глава Минприроды РФ С.Донской не видит в переносе сроков геологоразведки шельфа угрозы освоению Арктики, которая в свою очередь, по мнению министра, является драйвером промышленного роста в России. Часть экспертов считает, что стимулом промышленного освоения Арктики может стать доступ к шельфу частных компаний, и эту идею в целом поддерживает глава Минприроды. Однако до последнего времени из частных нефтегазовых компаний интерес к шельфу проявлял только «Лукойл», глава которого В.Алекперов на Петербургском международном экономическом форуме сообщил о том, что компания обсуждает с «Газпромом» участие в разработке месторождений на Чукотском море. Против участия «Лукойла» в освоении арктического шельфа, как известно, выступала «Роснефть», заключившая соглашение с британской ВР о создании СП «Ермак», которое будет заниматься изучение перспективных участков в Заполярье, в том числе тех, к которым проявлял интерес «Лукойл».
Если коснуться шельфа, то мы изначально планировали, что именно он может стать очень мощным драйвером развития отраслей нашей экономики - от машиностроения, транспорта до приборостроения. В сегодняшней ситуации для компаний созданы достаточно хорошие условия работы на шельфе. Конъюнктура, конечно, сегодня для привлечения инвестиций не самая лучшая, но с точки зрения перспективы и того, что спрос на ресурсы будет увеличиваться, уверен, эти проекты будут успешными. Плюс ко всему, обязательства компаний на сегодняшний день предусматривают подход к этим проектам с учетом привлечения российских подрядчиков при строительстве буровых платформ, судов и всего, что требуется для изучения и освоения шельфовых месторождений. На мой взгляд, основные векторы сейчас заданы верно, и нужно просто реализовать тот потенциал в части спроса на отечественное оборудование, который мы имеем («Сергей Донской: шельф может стать мощным драйвером развития отечественной экономики», ТАСС, 15.06.2016).
«Лукойл» обсуждает с «Газпромом» участие на шельфе Арктики, сообщил журналистам глава компании Вагит Алекперов. «У нас тесное сотрудничество с "Газпромом". Обсуждаем участие в месторождениях Чукотского моря», - сказал Алекперов. Ранее он заявлял о заинтересованности «Лукойла» в работе на шельфовых проектах в партнерстве с «Газпромом» (««Лукойл» обсуждает с «Газпромом» участие на шельфе Арктики», Rambler News Service, 16.05.2016).
Сотрудничество «Роснефти» и BP по проектам в Арктике может сдвинуться с мертвой точки. В рамках Петербургского экономического форума партнеры подпишут соглашение о создании совместного предприятия «Ермак», которое будет заниматься изучением перспективных с точки зрения нефтекомпаний участков в Западной Сибири и в районе Енисей-Хатангского бассейна. <…> В течение всего прошлого года «Роснефть» вела активную борьбу с ЛУКОЙЛом за участки в зоне Енисей-Хатангского прогиба, считающейся перспективной с точки зрения нефтегазоносности («Игорь Сечин устроит британцам холодный прием», Коммерсант, 17.06.2016).
В последнее время наблюдается активизация экологической тематики в арктической повестке, действующими лицами которой являются как российские, так и западные ученые. В частности, отечественные ученые обеспокоены загрязнением сибирских рек, высокая концентрация вредных веществ в которых направляется в Арктический бассейн и угрожает экологии региона. Кто и что является источником концентрации вредных веществ, в обращениях ученых не рассматривается. В свою очередь, почти 400 ученых из 13 стран направили президенту США петицию с просьбой не передавать в аренду участки шельфа около побережья Аляски нефтегазовым компаниям. О реакции президента США на это обращение ничего не сообщается, зато пресса пишет о визите главы американского внешнеполитического ведомства Д.Керри на Шпицберген, поводом для которого стала озабоченность властей США последствиями глобального потепления. В принципе, намерение США бороться с глобальным потеплением в Арктике может представлять угрозу российским интересам в регионе, однако пока в таком ключе визит Д.Керри на Шпицберген не рассматривается.
Учёные бьют тревогу: концентрация вредных веществ в Оби и других сибирских реках существенно превышает норму, всё это в конечном итоге направляется в Арктический бассейн и угрожает экологии региона, пишет издание «Наука в Сибири». По данным, которые приводит главный научный сотрудник Института водных и экологических проблем СО РАН доктор географических наук Валерий Савкин, сибирские реки выносят: аммонийного азота - 516 тысяч тонн, нефтяных углеводородов - 349 тысяч тонн, соединений железа - 647 тысяч тонн в год. Учёные провели на реке Обь, протяжённость которой 3,5 тысяч километров, мониторинг с замерами от Новосибирска до устья реки Сосьва, чтобы знать, где находятся зоны экологического бедствия («Ученые заявили, что сибирские реки загрязняют Арктический бассейн», Regnum, 14.06.2016).
Около 400 ученых подписали письмо президенту США Бараку Обаме, в котором они призывают власти не отдавать территории у побережья Аляски в аренду нефтедобывающим компаниям, сообщает Associated Press. В аренду планируется отдать участки в море Бофорта, на северном побережье Аляски, а также на северо-западе штата в Чукотском море. Письмо опубликовано благотворительной организацией Pew Charitable Trusts. Среди 388 подписавших письмо ученые из 13 стран, а также 25 действующих или заслуженных профессоров Университета Аляски. Письмо подписала, в частности, бывшая глава Национального управления по исследованию океанов и атмосферы Джейн Лубченко в прошлой администрации Обамы («Ученые призывают Обаму не разрешать бурение в Арктике», Regnum, 15.06.2016).
Госсекретарь США Джон Керри в сопровождении главы МИД Норвегии Бёрге Бренде прибыл утром на норвежский арктический архипелаг Шпицберген, чтобы встретиться с учеными-климатологами и лично оценить последствия глобального потепления в Арктике. Об этом сообщает Норвежское телеграфное бюро. «Мы отправляемся в эту поездку, чтобы узнать больше о потрясающей работе, которую выполняют наши ученые, чтобы помочь нам лучше понять то, какие последствия для всех нас будут иметь (климатические) изменения в полярных регионах», - заявил Керри накануне в Осло («Госсекретарь США посетил арктический архипелаг Шпицберген», ТАСС, 16.05.2016).