И опыт - сын ошибок трудных.
И Гена Чебурашкин друг...
И гений - парадоксов друг.
Интересно написал в личку о своём совершенно аналогичном жизненном пути один мой интернет-знакомец. К сожалению, он здесь такой редкий гость, что, к стыду своему, я не знаю, как его зовут. И ник указывать не буду. Всё-таки это была личная переписка. А вот разрешение напечатать эти воспоминания автор мне дал. Только что...Надеюсь, его опыт и советы многим пригодятся. Он очень по-умному рассуждает не только про препа, но и про русскую школу. На будущее...
Я был с ситуации, которую вы описываете про вашего сына, разве что с разницей в 15 лет. У меня тоже две средние школы (лицей и школа при российском предстве), тоже на год раньше каждая (в 16лет русская и в 17 бак), я тоже учился в препа (MP в Генрихе 4ом) и тоже в какой-то момент оказался 46ым из 46.
Если можно дать совет, то в первую очередь - не паникуйте. Разница в уровне не такая уж и большая, как кажется в начале. Просто некоторые поступившие в препа уже кое-что понахватали и теперь выдают на автомате. Количество этих знаний ничтожно по сравнению с тем, какие нужно получить в ближайшие 2-3 года. Это как если бы нам нужно было пробежать 100км, но у вас начальное преимущество в 1 км. В начале кажется много, но по сути - вопрос не в этом.
Реальная разница в умении работать и в гигиене жизни. Не оглядывайтесь на результаты - они придут "сами", надо просто методично, параграф за параграфом, упражнение за упражнением грызть работу. Учитесь быстро писать - это жизненно важно, чтобы освободить время для понимания, иначе уроки превратятся в диктант, а учить придётся вечером. А вообще залог успеха - это ежедневный труд, чтобы теория с прошлого дня была выучена к следующему, домашнее задание сделано.
- Если не секрет, как потом сложилась Ваша профессиональная жизнь?
Поступил в école d'ingénieur средней руки из Concours des Mines, и сразу после учёбы уехал работать в Швейцарию. Меня очень раздражает французский шовинизм, их "табель о рангах" со всеми этими эколями, снобизмом по отношению к инженерии, как профессии (тоже все хотят стать менеджерами), и т.д. Поэтому я никогда не хотел работать в чисто французском коллективе. Сейчас работаю программистом в международной организации в Женеве. Сам я очень доволен, платят тут очень прилично, жизнь намного более аутентична, чем, скажем, в Париже, с моей точки зрения. Это уже вопрос скорее личной философии, как определить "успех".
- Был ли смысл во всех этих мучениях-обучениях? Я вот что-то в русской школе засомневалась. А нужна ли она была вообще?
Я не знаю ни одного человека, который жалел бы, что получил образование (а вот обратное - сколько угодно). Конкретно вы вряд ли узнаете, возможно, вам оно уже помогло при поступлении в препа, если вы, конечно, писали, что у вас две средние школы. Напрямую я нигде не видел требования диплома российской средней школы, но при прочих равных это однозначно преимущество, особенно если работаешь с клиентами из России. Да и вообще, люди видят, что человек в двух школах учился, а не на попе сидел (то, что получить бак можно особо не парясь, во Франции знают абсолютно все) - это достойно уважения. Лично мне, я думаю, он помог в двух эпизодах : при поиске дипломной работы и при приёме на сегодняшнюю работу, где нужно работать в том числе с клиентами из России / Белоруссии и др. бывшими республиками. На интервью меня расспрашивали в том числе и про учёбу в школе.
Да и вообще, хоть и слабенькая, как при посольстве (я учился в школе при представительстве России при ООН, в Женеве), русская школа делает русских людей русскими. В моём поколении эмигрантов (мой отец, физик, приехал в Швейцарию в начале 90х, когда физикам в России стало совсем кушать нечего) многие не отдавали детей в русскую школу, хотя такая возможность была; они ходили только в местную. Такие дети растут французами. Я лично знаю примеры, когда дети с родителями говорят по-французски. Впрочем, в то время было модно вообще стыдиться русского происхождения, так что это вполне вписывалось в логику некоторых. Ну, это уже личный выбор каждого родителя. Лично я считаю, что мне очень повезло и очень благодарен родителям, что они в то мутное время много усилий убили (особенно логистических), чтобы мы с братом могли ходить в ту школу. (Брат, кстати, тоже генрих-4 прошёл, поступил в эколь нормаль, та, которая на ульме)
Не боги горшки обжигают. Всё у вас получится - а воспоминания останутся, как о самом хорошем периоде в жизни.
Удачи.