Jun 05, 2017 12:03
Начну с весьма банальной истины: с течением времени научное знание изменяется. Придуманные некогда идеи иногда живут коротко, иногда очень долго; нередко концепция меняется полностью, а может измениться лишь частично. В подавляющем большинстве случаев эти изменения обусловлены накоплением знаний.
Появление новых идей и концепций отнюдь не означает, что старые необходимо полностью отбросить. В исторической науке, к каковой в России относится и археология, существует специальная дисциплина - историография, цель которой - показать, каким образом изменялся взгляд на некую проблему с течением времени. Еще одна небесполезная для исследователя цель - понять, есть ли возможность привнести что-то новое в разработку проблемы, или все уже было сказано до тебя.
Это предисловие написано, чтобы очертить некую общую картину, которая действительна для всех наук. А теперь - конкретно об археологии, и, еще уже, об археологии Новгорода. Систематическое археологическое изучение Новгорода началось в 1932 году и неотвратимо приближается к своему столетию.
В новгородской археологии можно выделить 4 этапа, которые различаются как научными задачами, так и масштабами работ. Отмечу, что три этапа выделены уже давно, а четвертый выделяется в связи с переменами в стране в целом, и длится уже почти четверть столетия.
Не вдаваясь в подробности о научных результатах и достижениях каждого из этапов (об этом - отдельно в научной статье), хотелось бы отметить, что масштабы работ в значительной степени определяют количество новых материалов, которые требуют осмысления и анализа. Современная археология - очень специализированная наука, где широких специалистов фактически не существует. Объем научного знания таков, что охватить все просто физически невозможно. Эти процессы начались еще в 1960-е годы и только углублялись и расширялись: множество направлений современной археологии зародились на новгородских материалах.
Первый этап охватывает 1932-1951 годы (с перерывом на время оккупации): за это время исследования проведены на 24 раскопах общей площадью ок.3600 кв.м. Второй этап - 1951-1967 гг., работы на Неревском и Ильинском раскопах общей площадью ок.11000 кв.м. Третий этап - 1967-1992 гг., работы производились на 29 раскопах общей площадью ок.10500 кв.м. И, наконец, четвертый этап начался в 1992 и продолжается поныне; к 2015 году производились работы на 63 раскопах, площадь которых составила ок.23000 кв.м. Мощность средневековых отложений на разных раскопах, естественно, варьируется от 0.5 до 9 метров, но сами показатели площади иллюстрируют охват территории средневекового Новгорода и, что самое главное, объем полученных материалов. Подавляющее большинство раскопов исследовало слои, которые сохраняют органику.
Неревский и Ильинский раскопы заложили основы не только новгородской, но и древнерусской городской археологии в целом. Массив материалов, полученный из них, огромен и в значительной степени сформировал наше понимание о средневековом древнерусском городе. Однако, приведенные цифры показывают, что последующими раскопами охвачена площадь, в три раза превышающая "базовые" раскопы. В силу разных причин сложно оценить количество новых находок, однако очевидно, что подобное увеличение площадных характеристик неминуемо влечет получение огромного массива новых находок. И, как следствие, изменение наших прежних знаний неизбежно.
Это не означает, что все выводы, сделанные на основе материалов Неревского и Ильинского, отменяются. Но при обращении к материалам этих раскопов нужно понимать, что исследования не стоят на месте, и по многим вопросам получены новые данные. Поэтому стоит сверять результаты с современными исследованиями, а если таковых опубликованных нет, то следует проконсультироваться со специалистами-археологами. Поверьте, они редко отказывают, если поставлен интересный вопрос.
Новгород,
археология,
наука для всех