Когда я преподавал историю искусства (древний мир и средние века) в местечковом университете (жизнь иногда поворачивается очень странно - но это отдельная история), я, в силу своих собственных интересов, не мог ограничиться "стандартным" набором информации. Соответственно, девицам приходилось не прыгать от греческой классики к Древней Руси с коротенькой лекцией про "раннехристианское и византийское", а изучать, пусть и обзорно, искусство каменного века, крито-микенский мир, кельтскую пластику, эпоху переселения народов и искусство викингов. Было вполне четко видно как развивается способ отображать мир в каждой культуре, где появляется общее, а где особенное.
Впрочем, это было лирическое отступление на интернет-ссылку.
Я всегда любил искусство развитых германцев (англо-саксы и скандинавы) за то, что это изображение загадки. Ты можешь рассматривать поясную пряжку и разгадывать, что же изобразил мастер. Этакая гимнастика ума. И почему-то гораздо мне более близкая, чем Брейгель, Дали или всяческий красный/черный/фиолетовый квадрат/ромб/треугольник.
Так вот - прелюбопытнейшая статья про "декодировку англо-саксонской орнаментики" -
http://blog.britishmuseum.org/2014/05/28/decoding-anglo-saxon-art/Настоятельно рекомендую.