Я недавно выкладывал
вот тут и
вот тут фотографии старых омских строек. В 1950-е - 1970-е годы одними из самых распространённых башенных кранов были краны серии БКСМ, такую технику можно было увидеть практически на любой стройке. С 1960-х в строительстве начали применяться более современные краны серии КБ, но обладавшие простой и надёжной конструкцией БКСМ не спешили уходить в историю. На различных заводах, базах, складах они ещё долго служили на погрузочно-разгрузочных работах, а кое-где продолжают работать и по сей день! Вот этот БКСМ-7-5 работает в омской строительной фирме "Трест-5", ведущей свою историю от советского Треста № 5, вполне возможно, что много лет назад он строил дома.
Такие же краны можно увидеть и в других городах, вот этот БКСМ-7-5, например, был замечен в Калужской области, на какой-то лесопилке. Кстати, цифры в индексе крана озачают его грузоподъёмность: первая цифра, 7, означает грузоподъёмность крана при минимальном вылете (стрела поднята вверх), вторая цифра, 5, - грузоподъёмность при максимальном вылете (стрела находится горизонтально).
А это тоже БКСМ-7-5, но уже в окрестностях Новосибирска, хорошо видна ходовая часть крана и балластные блоки. Одним из основных недостатков кранов серии БКСМ было то, что при монтаже кран сначала собирался "в полный рост", лёжа на земле, а потом поднимался в вертикальное положение, что требовало немало места на стройплощадке.
Ещё один экземпляр БКСМ был встречен в алтайской Белокурихе, и это тоже модель 7-5, таких сохранилось больше всего, в общем, их и произвели достаточно много.
В посёлке Береговой, на территории бывшего лесокомбината, можно увидеть более редкую модификацию - БКСМ-5-5, отличить её можно по запасовке каната на грузовой каретке.
Выпускались и специальные погрузочные модификации кранов этой серии - БКСМ-14ПМ. 14 в данном случае означает не грузоподъёмность, которая осталась стандартной - 5 тонн, а то, что он был разработан на базе стандартной модели БКСМ-14, предназначенной для строительства зданий до 14 этажей. "П" в индексе означает портальный - основание крана сделано таким образом, что под ним может проходить железнодорожный состав. Этот БКСМ-14ПМ стоит в Омске, на каком-то заводике в Амурском посёлке.
Попадались мне и другие сохранившиеся краны серии БКСМ - и в Омской области, и в Тюмени, и в других городах. Думаю, некоторые из этих машин можно будет встретить живыми и лет через десять.
Upd. Тут товарищ
mechanik75, который в стройтехнике получше меня разбирается, дополнил, что выпускалась чисто погрузочная версия БКСМ-7-5 под названием КП-8, с грузоподъёмностью, увеличенной до 8 тонн. Так что, очень возможно, какие-то из БКСМ-7-5, которые я выложил, это как раз КП-8, тем более, их выпуск должен был продолжаться дольше, чем обычных БКСМ.