Из Петербурга в Москву

Sep 12, 2012 12:28

Продолжаю разбирать фото из последней поездки, теперь вот очередь дошла до технических памятников, попавшихся мне на пути между двумя столицами. Кстати говоря, я был очень сильно удивлён, увидев, что представляет из себя федеральная трасса Петербург - Москва. Это ж ни в какие ворота не лезет: мало того, что автомагистралью там и не пахнет, а временами дорога вообще превращается в 3-х полосную (то бишь каждому направлению по полосе и полоса обгона), так ещё трасса старательно проходит через все населённые пункты, попадавшиеся на её пути, причём в любой деревне, пусть даже в ней осталось три разваленных дома, установлено ограничение скорости 60 км/ч, а в посёлках покрупнее ещё и светофор обязательно стоит, вот такая, блин, трасса двух столиц. Сейчас там наконец-то вроде как делают приличную дорогу, но говорят, что она практически на всём протяжении будет платной. Проезжая по Тверской области, немного застрял в Вышнем Волочке, где движение тянулось особенно медленно, но это сыграло мне на руку - было время посмотреть по сторонам, в результате чего был обнаружен памятник ЛиАЗу-677М. Про этот автобус-памятник я слышал и планировал посмотреть по дороге, но после всех питерских чудес совсем про него забыл, и если бы он не попался по пути, так бы и остался неохваченным.




Автобус был установлен в 2008 году прямо перед местным АТП, состояние машины достаточно неплохое, хотя кое-где имеется ржавчина. Декоративный номерной знак обозначает год начала эксплуатации 677-х в Вышнем Волочке - 1971-й. Сам же автобус-памятник был выпущен ориентировочно в конце 1980-х.




Сзади родная оптика не сохранилась и установлены фонари "уазовского" типа. На постаменте со стороны дороги имеется надпись "Автобусу-труженику". В салоне к одному из окон скотчем прилеплен в качестве памятной таблички лист бумаги с надписью об истории эксплуатации ЛиАЗ-677 в Вышнем Волочке. Надпись уже устарела - на настоящий момент все линейные "луноходы" в этом городке списаны, причём один из них избежал порезки и был продан в частные руки.




Больше всего в тех краях, по которым по полной программе прокатилась война, памятников военной технике. Этот Т-34-85 стоит недалеко от Твери, надпись на постаменте гласит: "На этом рубеже в октябре 1941 года остановили врага воины 133 стрелковой дивизии 8 танковой бригады, 46 мотоциклетного полка и 934 стрелкового полка 256 стрелковой дивизии. Отсюда 5 декабря 1941 года 252 стрелковая дивизия перешла в наступление против немецко-фашистских захватчиков".




И ещё один интересный памятник попался тоже в Тверской области, у деревни Шорново. Это ЗиС-151 с установленной на нём пусковой установкой БМ-13Н.




Здесь тоже разворачивалось декабрьское контрнаступление советских войск, на этом участке действовала 252 стрелковая дивизия. Правда, в её составе вроде бы не было батарей реактивной артиллерии, так что "Катюша", получается, установлена несколько не в тему.




Издали "Катюша" казалась настоящей, но при близком рассмотрении оказалось, что на обычное шасси ЗиС-151 приделали пусковую установку, снятую со Студебеккера US6. Защитные щитки на кабине машины - самопальные, домкратов и защиты бензобака нет. Муляжи ракет грубо сделаны из разнокалиберных труб.




На раме пусковой установки сохранилась заводская табличка, по которой видно, что установка БМ-13Н была выпущена в 1944 году на заводе №760 (сейчас это Уральский компрессорный завод). Модификация "Н" предназначалась для установки на Студебеккеры, но, увы, оригинальное шасси не сохранилось.




Кстати, ЗиС-151 разрабатывался с большой оглядкой на Студебеккер, и именно поэтому он получил двускатные задние колёса. Хотя разработчики изначально предлагали использовать односкатные колёса на всех осях, заказчик (Министерство обороны) потребовал, чтобы сделали так же, как на отлично зарекомендовавшем себя "Студере", что в итоге значительно ухудшило проходимость машины. ЗиС-151 был тяжелее Студебеккера и частенько застревал в грязи, мощности двигателя тоже не хватало, в общем машина получилась неудачной и в 1958 году была заменена на производстве моделью ЗиЛ-157, в которой большинство недостатков 151-го были устранены. Сейчас ЗиС-151 можно встретить только что на памятниках и в музеях, и то достаточно редко. Этот ЗиС-151 достаточно комплектен, на месте почти все агрегаты, включая двигатель, в корпусе фильтра, похоже, было птичье гнездо. :)




На сегодня всё, но технопамятники, встреченные мной в последней поездке, ещё не закончились, так что следите за обновлениями. :)

автобус, Т-34, технопамятники, ЗИС-ЗИЛ, броня, ЛиАЗ, военное, поездки

Previous post Next post
Up