И снова в календаре профессиональный праздник, да ещё какой - День автомобилиста, так что с праздником всех причастных! А традиционный праздничный технопамятник сегодня представит один из самых известных советских автомобилей - "полуторку" ГАЗ-АА. Можно сказать, что это самый главный памятник этой машине, потому как стоит он у Горьковского автозавода, который когда-то её и выпускал.
Как говорится, положение обязывает, поэтому машина на постаменте комплектная, аутентичная и находится в отличном состоянии. На постаменте и держателе заднего госномера нанесена дата: 1932 год. Именно в этом году завод выпустил первые автомобили ГАЗ-АА, точнее говоря, тогда ещё НАЗ-АА, но в октябре того же года Нижний Новгород был переименован в Горький и НАЗ стал ГАЗом. Как известно, "полуторка" была лицензионной копией Ford-AA и изначально изготавливалась по поставленным Фордом чертежам, но при подготовке машины к производству были внесены некоторые доработки: усилены картер сцепления и рулевые механизмы, изменена форма радиаторов, а также разработан оригинальный бортовой кузов.
Все агрегаты на месте, машина наверняка на ходу. Хорошо видна тяга механического тормоза переднего колеса.
На первых ГАЗ-АА кабины делали из фанеры и прессованного картона, а нормальные металлические кабины, как на этом экземпляре, пошли с 1934 года, крыша при этом имела дермантиновую вставку.
Памятник был установлен в апреле 1982 года, в честь 50-летнего юбилея Горьковского автозавода. Пока не нашёл данные, откуда взяли автомобиль для него, возможно, из запасников заводского музея.
С 1938 года стала производиться модернизированная версия "полуторки" - ГАЗ-ММ, а последний грузовик этой модели был выпущен заводом в 1949 году. Некоторые машины трудились до 1980-х, а отдельные экземпляры попадались даже в 2000-х, как этот
ветеран из Омской области. немало их попало и на постаменты - к примеру, я уже писал про
омский и
мурманский памятники "полуторке".