Поздравляю всех энергетиков с их профессиональным праздником! Пусть турбины крутятся, лампочки светятся, а теплоноситель бежит по трубам! Пару лет назад в этот же день я писал про
аварийные автомобили производства механических мастерских "Пензенской горэлектросети". Тогда речь шла про аварийки для электросетей, но есть ещё и тепловые сети, для их обслуживания и ремонта в Пензе с 1968 года также выпускали спецмашины, под названием АРТК - "аварийно-ремонтные тепловых сетей и котельных". Со второй половины 1970-х такие аварийки выпускались на базе ГАЗ-52 и ГАЗ-53 с оригинальным кузовом автобусного типа КАТ-1 (похожим на кузов автобуса КАвЗ-685), такой же кузов использовался и на аварийках электросетей. Эти машины получили индекс АРТК-М ("М" - модернизированная), и выпускались до 1990-х, многие из них доработали до 2000-х, как, например, вот эта машина "Тепловой компании" из Омска.
![](https://ic.pics.livejournal.com/mib55/39777448/1434866/1434866_1000.jpg)
В передней части кузова размещался пассажирский отсек для бригады ремонтников, а сзади - грузовое отделение, имевшее кроме основных задних распашных дверей, ещё и дополнительные дверцы в боковинах кузова, для вывода сварочных шлангов и размещения газовых баллонов для газосварки. Кроме сварочных аппаратов (имелся ещё и сварочный выпрямитель для электросварки) аварийная машина была оборудована дизель-генераторной установкой, насосом, переносным вентиляторным агрегатом, а также необходимыми инструментами и измерительными приборами.
![](https://ic.pics.livejournal.com/mib55/39777448/1435076/1435076_1000.jpg)
Такие аварийки работали во многих регионах СССР и России, вот, например, машина из Сочи.
![](https://ic.pics.livejournal.com/mib55/39777448/1435580/1435580_1000.jpg)
А этот потрёпанный аварийный автомобиль, возможно, до сих пор трудится в Туле.
![](https://ic.pics.livejournal.com/mib55/39777448/1435798/1435798_1000.jpg)
В конце 1980-х на предприятии-изготовителе был разработан на замену кузову КАТ-1 упрощённый, более практичный кузов фургонного типа КФТ-2, получила новый кузов и машина АРТК-М. Сначала они выпускались на шасси ГАЗ-53-12, одна такая машина продолжает работать по назначению в Туле.
![](https://ic.pics.livejournal.com/mib55/39777448/1436581/1436581_1000.jpg)
Но большая часть таких авариек была выпущена на базе ГАЗ-3307, вот такая машина из Омска, работавшая в той же муниципальной "Тепловой компании", что и автомобиль на 1 и 2 фото.
![](https://ic.pics.livejournal.com/mib55/39777448/1435959/1435959_1000.jpg)
Количество дополнительных люков на бортах кузова уменьшилось, но компоновка осталась прежней: впереди пассажирское отделение, сзади - грузовое, со спецоборудованием.
![](https://ic.pics.livejournal.com/mib55/39777448/1436344/1436344_1000.jpg)
Такой же АРТК-М из Тюмени, здесь на кузове имеется дополнительное окно, скорее всего, его поставили уже в местных мастерских.
![](https://ic.pics.livejournal.com/mib55/39777448/1436733/1436733_1000.jpg)
Во второй половине 1990-х кузов КФТ-2 был модернизирован - убрана низкая юбка. Автомобиль АРТК-М с таким кузовом встретился мне в Питере.
![](https://ic.pics.livejournal.com/mib55/39777448/1437070/1437070_1000.jpg)
В конце 2000-х на базе механических мастерских "Пензенской горэлектросети" была организована компания "ПО «Энергоспецтехника", которая до сих пор занимается выпуском аварийных автомобилей АРТК-М на самых разных шасси.