В прошлом году попался мне в Краснодарском крае интересный трактор - гусеничный узкогабаритный Т-54В. Когда-то их было много, но сейчас встречаются всё реже и реже.
Основным назначением таких тракторов была работа на виноградниках, также они использовались в садовых хозяйствах и на прочих сельхозработах. Выпуск трактора был налажен с 1967 года на Кишинёвском тракторном заводе, а в 1968 году лицензию продали болгарам, которые начали выпускать эту модель на Карловском тракторном заводе, причём к индексу Т-54В добавилось имя собственное - "Болгар". В Кишинёве Т-54В выпускали до 1970-х, а в Болгарии дольше - до 1990-х. По внешнему виду советские и болгарские тракторы практически не отличались.
Трактор, который мне попался, был произведён в Болгарии, о чём говорили надпись на капоте двигателя и заводская табличка, закреплённая на задней стенке кабины над топливным баком. Машина была выпущена в ноябре 1986 года.
Двигатель Д-50 мощностью 50 л.с. достался в наследство от трактора МТЗ-50, на базе которого создавался Т-54В. Запускался двигатель из кабины, с помощью электростартера. На капоте нанесен полный индекс машины - Т-54ВС3, последние два символа означали модификацию, отличались модификации в основном шириной колеи.
Ходовая часть трактора состоит из двух тележек с четырьмя опорными катками каждая, двух поддерживающих роликов, двух направляющих и двух ведущих колес, гусеничных цепей и подвески. Лонжероны тележек представляют собой трубу прямоугольного сечения, внутреннюю полость которой используют как резервуар для централизованной смазки подшипников опорных катков. Основные навесные орудия, с которыми использовался Т-54В: плуг, культиватор, косилка, грабли, также трактор часто использовался с прицепом-тележкой.
Одноместная кабина трактора оборудована вентилятором, стеклоочистителем, зеркалом заднего вида, аптечкой и бачком для питьевой воды. Окна дверей кабины съемные, при необходимости их снимают и навешивают на кронштейны, прикрепленные к боковым стенкам. В холодное время года предусмотрен обогрев кабины и лобового стекла тёплым воздухом от радиатора двигателя. Регулируемое сиденье тракториста имеет торсионную подвеску.
Трактор находился в более-менее комплектном, но порядочно ушатанном состоянии. При приложении умелых рук он ещё смог бы поработать.
Версия для ЯндексДзена.