Вчера, 29 января, отмечалась отличная дата - День изобретения автомобиля: в этот день в 1886 году Карл Бенц получил патент на свой трёхколёсный самоход. По сему поводу вспомнилось, что в Омском краеведческом музее есть один занятный экспонат - вот это доисторическое авто, при первом взгляде на которое сразу вспоминается бессмертная "Антилопа-Гну". Официальная его история гласит, что автомобиль с 1913 года принадлежал омскому железнодорожнику и механику-любителю А.В. Кельчевскому, а до этого на нём раскатывал секретарь Омской городской управы, который был первым владельцем машины. В 1961 году автомобиль попал в краеведческий музей, где в 1978-80 годах прошёл, хм, реставрацию. Что из этого получилось - смотрите сами.
Цитирую с
сайта музея: Во время реставрации (1978-1980) на автомобиле заменили вышедшие из строя части: сиденья, подножки, панель управления, крылья, баранку, защитные щитки на колеса, кожухи, левое переднее колесо, колпаки на колесах (три штуки), рычаги, некоторые другие мелкие детали. Восстановили детали мотора, фонари, капот. На все металлические детали нанесли антикоррозийное покрытие: эмали, краску, лак. Реставрацию проводили: А. Н. Мороз, мастер производственного обучения СибАДИ, и O. A. Лукьянов, инженер УПУ Омского облисполкома по заданию директора Омского краеведческого музея Ю. А. Макарова.. Как видно, изготавливать заново пришлось очень многое, и крайне вряд ли у омских умельцев были изображения оригинального автомобиля, так что пришлось делать по мотивам и что получилось, то получилось... Увы, фото машины до того, как она попал в музей, мне неизвестны, так что остаётся только догадываться, как автомобиль выглядел до реставрации, впрочем, наверняка и сам железнодорожник-автолюбитель в ходе эксплуатации тоже приложил руки к переделке авто. Приборов на машинах того времени было немного, но тут их не осталось вовсе, рычагов тоже не видно - от органов управления остались только руль и пара педалей. Но при этом сохранился двигатель, шасси и разные интересные детали, типа тяги тормозов, которые стояли только на задних колёсах.
А ещё музейщики при разборке машины добросовестно осмотрели детали и переписали имеющиеся на них заводские клейма и маркировки, цитирую: "На металлической пластине, укрепленной на нижней части рамы радиатора с внешней стороны, - надпись в три строки, частью стертая: "Radiateur С..pies Megevet Const ...824854 Italie 48-67692 Angleterre ... 10286". На гайке заднего правого колеса: "ETABLISSENTS Georg Richard Avenue de la Grand Armee, Paris". Надпись дополнена рисунком в виде цветка из 4-х лепестков на одном стебле. На рессорах - "Моховъ". На пластинах, укрепленных на головках цилиндров, -"BUCHET". На коробках для смазки рычага: "Е. BUCHET". Начало надписи на радиаторе правильно расшифровывается как "Radiateur Charles Jules Megevet", дальше идут номера патентов в разных странах, похоже, этот производитель имел обширные рынки сбыта своих радиаторов. Двигатели фирмы "Буше" закупали самые разные автомобильные компании, да и не только автомобильные, в частности, моторы этого производителя ставили на дирижабли и аэропланы. Что же касается маркировки детали шасси, то фирма "Жорж Ришар" выпускала как собственные авто, так и сборочные комплекты, а также разные запчасти для автомобилей и велосипедов. Итак, какие выводы можно сделать: автомобиль собран из деталей французского производства, соответственно, скорее всего и произведён во Франции. По имеющейся легенде, машина была выписана из Лиона, а производитель - тот самый "Жорж Ришар". Но эта версия не сходится: музейный автомобиль явно произведён во второй половине 1900-х годов, а марка "Жорж Ришар" существовала только до 1902 года. Может, машину сделали на одной из фирм-потомков? С 1902 года Ришар в партнёрстве с Анри Бразье выпускал спортивные автомобили марки соответственно "Ришар-Бразье", но в 1905 пути партнёров разошлись: фирма досталась Бразье, который продолжил производство авто, оставив в их марке только свою фамилию, а Ришар основал новую фирму под названием "Юник" (Unic). Проверил обе этих марки, но увы, среди моделей "Бразье" или "Юника" я не нашёл ни одной более-менее похожей на наш экспонат. Проработал другую зацепку - "машина выписана из Лиона", и она оказалась более интересной: ведь в Лионе располагался ныне вымерший французский автопроизводитель - компания "Берлие" (Berliet), которая стала известна благодаря своим грузовикам, но изначально выпускала и легковушки. И вот среди их продукции есть машины, вполне себе похожие на нашу "Антилопу" формой радиатора и моторного отсека, да и общими пропорциями. Можно посмотреть, например,
вот тут. Так что вполне себе версия.
Но есть и ещё одна, более интересная. А что, если авто сделано вовсе не во Франции? Ведь французские комплектующие использовали не только местные производители, они пользовались спросом у автосборочных предприятий самых разных стран, в том числе и в России! И среди них были как мелкие, "гаражные" конторы, так и вполне себе крупные, типа "Фрезе" или "Лесснера". И между прочим, среди продукции того же "Лесснера" есть модели,
очень похожие на наш экспонат. Правда, "Лесснер" в основном использовал комплектующие фирмы "Бенц", но кто его знает... Да и рессоры на машине стоят отечественные (помните описание маркировок?), фирмы семьи Моховых, которые начинали ещё с каретного производства. Что, если их поставили не при ремонте, а при изначальной сборке? В общем, вопросов пока больше чем ответов и происхождение этого чуда инженерной мысли пока остаётся загадкой, но надеюсь, что только пока...