Недавно пообещал товарищу
vedmed1969 написать про сваебойные КрАЗы, выполняю обещание. Конструкция сваебойного агрегата на шасси автомобиля КрАЗ-257 была разработана уфимским институтом "НИИПромстрой" ориентировочно в конце 1970-х, машина получила индекс КО-8. "КО" обозначает "копровое оборудование", а цифра "8" - длину забиваемой сваи (хотя по ТТХ этой машины длина сваи могла достигать и 9 метров). Производство КО-8 было развёрнуто на Опытно-механическом заводе Минстроя СССР в Ленинграде. Период выпуска и количество выпущенных машин мне неизвестно, но оно наверняка было немаленьким, потому что эти самоходные копры встречались мне и другим коллегам неоднократно, а какие-то из них до сих пор используются в самых разных уголках бывшего СССР. Вот эту омскую машину я снял 10 лет назад, она бодро катила на выезд из города. Часто КО-8 применяли на небольших областных стройках, куда не было смысла таскать трал с гусеничным сваебоем.
Машина может работать с разными моделями дизель-молотов - как со штанговыми, так и с трубчатыми, но все экземпляры, которые попались мне в Омске, были только со штанговыми молотами. Модель самого молота определить затрудняюсь, скорее всего это СП-5.
Ещё один неплохой экземпляр КО-8, участвовал в строительстве МСК "Арена-Омск".
И ещё один, тоже на базе КрАЗ-257. Хорошо видны задние опоры и рабочее место оператора копра, со множеством рычагов.
Впоследствии КО-8 стали выпускать и на шасси КрАЗ-250. Вот один из таких автомобилей, его водитель с головой ушел в процесс ремонта.
Копровое оборудование не отличается от того, которое было на шасси КрАЗ-257.
Ну а теперь самое интересное: один омский КО-8 на базе КрАЗ-250 попался мне в процессе работы. Вот он приехал на стройплощадку и поднимает свою мачту, которая в рабочем состоянии достигает высоты более 14 метров.
Оператор с сигареткой в зубах занял место в кабине. Кстати говоря, закрытая кабина появилась только на последних модификациях этой сваебойки. Опоры установлены, можно начинать работу.
Машина приступает к забиванию сваи.
На фото ниже хорошо видна конструкция дизель-молота, устройство его весьма интересно - оно схоже с принципом работы одноцилиндрового дизельного двигателя, только в данном случае поршень неподвижен, а цилиндр перемещается по направляющим штангам. Начинается цикл работы агрегата с зацепления цилиндра-молота крюком и поднимания его вверх. Затем цилиндр освобождается и падает вниз, при надвижении цилиндра на поршень воздух, находящийся во внутренней полости цилиндра, сжимается, а температура его резко повышается, кроме этого, падающий цилиндр нажимает на приводной рычаг топливного насоса, топливо подается к находящейся в верхней части поршня форсунке и распыляется в камере сгорания, смешиваясь с горячим воздухом. При дальнейшем движении цилиндра вниз горячая смесь самовоспламеняется, и одновременно с этим цилиндр наносит удар по шарнирной опоре, наголовник которой надет на сваю. После этого расширяющиеся продукты сгорания выталкивают цилиндр вверх и выходят в атмосферу. Цилиндр подскакивает и начинает опять падать, после чего рабочее действие повторяется. Оператору помогает управлять копром ещё один рабочий, в руках у которого две верёвки: посредством одной приводится в действие рычаг сброса цилиндра с крюка, а с помощью второй выключается топливный насос, чтобы прекратить процесс работы молота.
Кроме КО-8, в моей фотоколлекции есть и другие сваебойные машины, в основном на базе механических экскаваторов и гусеничных тракторов, но они заслуживают отдельного поста.