После некоторого перерыва, вызванного небольшим отпуском, работа моего техноисторического жжурнальчика возобновляется. Отпуск был потрачен с пользой: был реализован давно вынашиваемый план поездки в Санкт-Петербург. Ехал на своих колёсах, что позволило посмотреть некоторые интересные места, попавшиеся по дороге, например Пермь, с её огромной деревянной "П" и полным трамвайным ренессансом. :) А в самом Питере, как оказалось, без проблем можно было доехать до всех интересных объектов, движение там, даже в центре, в отличие от забитой автомазохистами Москвы, значительно более бодрое, несмотря на обилие узких улочек, да и место для парковки найти не так трудно; в отдалённых же районах, типа Петергофа или Кронштадта, перемещаться на машине вообще очень комфортно, очень выручала местная КАД, являющаяся полноценной автомагистралью. Вообще, впечатление город произвёл резко положительное, несмотря на дождливую, типичную для тех мест погоду, испортившую несколько дней.
Несмотря на огромное количество интересного в этом городе, не была обойдена моим вниманием и тема тамошних технопамятников, про них и будет сегодняшний рассказ. Самый известный ленинградский/петербургский памятник, наверное, знают практически все, он до сих пор является одним из самых популярных символов города, его изображение можно встретить на самой разной сувенирной продукции. Конечно же, это знаменитый крейсер 1-го ранга "Аврора".
Корабль был спущен на воду в 1900 году, окончательно введён в строй в 1903 году, и вскоре был отправлен в составе эскадры адмирала Рождественского на войну с Японией. "Аврора" принимала непосредственное участие в печально известном Цусимском сражении, где крейсер получил значительные повреждения и потерял своего командира Егорьева, убитого осколком снаряда. В 1906 году крейсер вернулся на Балтику и стал использоваться в качестве учебного корабля, в состав боевого флота его не вернули из-за слабых характеристик: небольшой дальности действия, невысокой скорости и недостаточного вооружения. Собственно, крейсер был устаревшим уже на момент ввода его в строй, и это иллюстрирует одна характерная для облика "Авроры" деталь, хорошо видная на фото: в носовой части корабля нижняя часто корпуса резко выдаётся вперёд, превращаясь в подводной части в мощный выступ. Этот выступ называется шпироном и его назначение - таран вражеских кораблей; оснащение броненосных кораблей таким "вооружением" было очень популярно в 19 веке, после ряда случаев, когда умелым и везучим командирам удавалось путём тарана потопить корабль противника. С развитием же дальнобойной, точной и мощной артиллерии полезность шпирона стала менее чем нулевой. Так вот, "Аврора" так бы и оставалась плавучей учебкой, но наступила Первая мировая, и крейсер был призван во флот, потому как на войне лишних кораблей не бывает.
В конце 1916 года крейсер был отправлен в Петроград на ремонт где были капитально отремонтированы паровые машины, установлены новые орудия, а потом случился февраль 1917 года, и команда практически в полном составе перешла на сторону революции, что стоило жизни командиру крейсера Никольскому, до конца оставшемуся верным присяге. Потом был октябрь 17-го и был тот самый сигнальный холостой выстрел, вписавший крейсер с женским именем в историю России. В носовой части корабля хорошо видно то самое орудие, из которого был произведён исторический выстрел, на нём установлена памятная табличка.
В 1920-х крейсер опять стал учебным, а в Великую Отечественную орудия с него были сняты и использовались при обороне Ленинграда, сам же крейсер находился в порту Ораниенбаума, где в 1941 году попал под обстрел и затонул. После окончания войны легендарный корабль был поднят, прошёл реставрацию и в 1948 году был установлен на вечную стоянку у Петроградской набережной, напротив Нахимовского училища, где и стоит по сей день. В 1984 году крейсер прошёл ещё одну реставрацию, по поводу качества которой до сих пор спорят специалисты, в частности, корабль лишился оригинальной нижней части корпуса, её решили не восстанавливать, а изготовить заново, оригинальное же днище "Авроры" долго валялось на свалке металлолома. В настоящее время крейсер является филиалом Военно-Морского музея, а вход туда осуществляется только организованными экскурсиями по предварительной записи. Напоследок пара интересных фактов: своё имя крейсер получил в честь фрегата «Аврора», прославившегося при обороне Петропавловска-Камчатского в Крымскую войну, а в 1968 году корабль был награждён орденом Октябрьской революции, на котором изображён он сам!
"Аврора" - далеко не единственный корабль-памятник-музей в Питере, у набережной лейтенанта Шмидта к плавучему причалу пришвартована музейная подводная лодка С-189. Это дизель-электрическая подлодка проекта 613, разработанная во второй половине 1940-х, такие лодки строились с 1951 по 1957 год, всего со стапелей сошло 215 подлодок этого типа, и эта серия стала самой массовой за всю историю советского подводного флота.
С-189 была спущена на воду в сентябре 1954 года и служила до 1986 года, после чего была поставлена на консервацию, а в 1990 году списана окончательно. Но лодку не спешили разделывать на металл, а поставили на отстой в гавани Кронштадта, где она и ржавела, пока в 1999 году не затонула. Так бы она и дальше ржавела на грунте, но нашёлся человек, решивший поднять подлодку и сделать из неё музей, это был питерский бизнесмен, бывший подводник А.А. Артюшин. И задуманное ему удалось - в 2005 году С-189 была поднята и отправлена на ремонт, а спустя два года, в 2007 году, подлодка-музей встала на постоянную стоянку у набережной лейтенанта Шмидта. Сейчас вход в музей доступен всем желающим, а сотрудниками музея работают бывшие подводники, служившие на лодках проекта 613.
Другой подлодке этого же проекта, С-156, повезло меньше - от неё осталась только рубка (точнее, ограждение рубки), которая установлена в Кронштадте, в качестве памятника. Рядом с рубкой - якоря и гранитный валун, на котором закреплена табличка с надписью "Морякам-подводникам Балтики, павшим и живым".
На самой рубке - ещё одна табличка, с кратким описанием боевого пути подлодки. Лодка была явно образцово-показательной: и министров на борт принимала, и в официальных визитах участвовала. Списана она была, как и С-189, в 1990 году, после чего спустя какое-то время корпус лодки был разделан на металл, а ограждение рубки валялось на базе, пока не решили установить его в качестве памятника, что и было сделано в 2000 году.
Впрочем, некоторые специалисты ставят под сомнение тот факт, что в Кронштадте установлена рубка именно от С-156, выдвигая гипотезу, что С-156 пошла целиком на металлолом, а для памятника была использована рубка от лодки С-154, ранее стоявшая опять-таки в роли памятника на территории соединения подводных лодок в Лиепае, а при выводе с этой базы кораблей в 1992 году была вывезена в неизвестном направлении.
Ещё один памятник боевому кораблю, установленный в Кронштадте, это торпедный катер проекта 123К, вздымающийся в небо на массивном постаменте, выполненном в форме морской волны. Табличка на постаменте предельно лаконична: "Морякам-катерникам Балтики". Памятник был установлен в 2009 году в организованном тогда же сквере на улице Гидростроителей не случайно: в годы Великой Отечественной неподалёку была база торпедных катеров. Теперь это место называется Сквером Катерников.
Проект торпедных катеров 123К, разработанный в 1950 году являлся по сути очередной модернизацией ещё довоенного проекта 123, а сами катера начали выпускаться с 1951 года. В каком конкретно году был выпущен данный катер-памятник, неизвестно, и вообще, точная информация по какой-либо его истории отсутствует, скорее всего он служил в Балтийском флоте и был установлен как памятник ещё в советское время на территории какой-то флотской базы. На катере-памятнике хорошо видно его вооружение - два 450-мм торпедных аппарата ТТКА-45-52 и кормовая спаренная установка 14.5-мм пулемётов 2М-5.
На этом первая часть обзора по питерским технопамятникам подошла к концу, в ближайшее время тема будет продолжена.