Судьба старика Булевара

May 18, 2012 00:20

В советское время ни одна крупная стройка не обходилась без промышленных тракторов производства Челябинского тракторного завода. С 1963 по начало 1980-х основной моделью, выпускавшейся на ЧТЗ, был Т-100М, сменивший на конвейере более раннюю модель С-100. На базе Т-100М выпускалось множество различных специальных машин: краны, трубоукладчики, корчеватели, траншейные экскаваторы, но самыми распространёнными машинами были, конечно, бульдозеры, бравшие на себя основные работы по подготовке стройплощадок, прокладыванию дорог, расчистке завалов и прочее. Тяжёлые условия работы делали своё дело, и изношенные машины заменялись новыми, благо промышленность тогда работала без остановок: в конце 1970-х на конвейер встал новый трактор Т-130, ещё через 10 лет в производство пошёл его модернизированный вариант под индексом Т-170, а Т-100М встречались всё реже и реже, пока не перешли практически в разряд раритетов. Но окончательно они пока не вымерли, и в наши дни встретить эти заслуженные тракторы можно не только в музеях, но и в рабочих условиях. В 2006 году на одном из нефтяниковских полигонов ТБО, а попросту свалок, был замечен сохранившийся экземпляр Т-100М, а точнее бульдозер Д-687 (по новой индексации ДЗ-54) на его базе.




Приличный возраст и работа на свалке наложили на облик машины вполне предсказуемый отпечаток, достаточно будет лишь посмотреть на ходовую часть - вместо поддерживающих катков вставлена деревяшка! Гусеницы ржавые, кабина снята, в общем создавалось впечатление, что бульдозер уже отработал своё, но впечатление это оказалось обманчивым. Проезжая мимо этого места год спустя, я с удивлением обнаружил, что старая "сотка" стоит в собранном виде и бодро тарахтит своим движком Д-108. На капоте и кабине трактора было нарисовано его имя - "Булевар", очевидно, производное от "бульдозер" и "Боливар". :)




Следующая встреча с Булеваром произошла в декабре 2010, когда он попался мне навстречу на заснеженной грунтовой дороге. Я не упустил случая поснимать железный раритет вблизи и пообщаться с трактористом. На фото хорошо виден гидравлический привод отвала бульдозера, более ранние варианты бульдозеров на базе Т-100 использовали тросовый привод отвала, для чего в задней части трактора крепилась лебёдка. "Сотки" с гидравлическим оборудованием носили индекс Т-100МГП, а всего с 1964 года на ЧТЗ выпускалось 22 варианта исполнения этого трактора!




На дверце машины сохранилась эмблема, которая говорит о том, что перед тем как выйти на пенсию и отправиться работать на свалку, Булевар работал в омском Управлении механизации №2. Заводская табличка машины не сохранилась, но ориентировочно она была выпущена в середине 1970-х, таким образом возраст трактора составлял почти 40 лет! Тракторист рассказал, что старой машиной он вполне доволен, самостоятельно её перебрал, и кроме работы на свалке, подхалтуривает ещё расчисткой дорог в округе от снега.




Но увы, ничего вечного в мире нет, отработал своё и старый бульдозер, пережив, впрочем, большинство своих собратьев. Скорее всего, тракториста отправили на пенсию, а других охотников возиться с живым ископаемым не нашлось, и машина пошла в разборку, последний раз я увидел знакомый бульдозер уже в виде набора запчастей...




Так закончил свой жизненный путь старый бульдозер по имени Булевар, но в Омске и области есть ещё другие сохранившиеся Т-100, и хочется верить, что хотя бы один из них доживёт до того момента, когда в нашем городе наконец будет организован Технический музей.

Омск, ЧТЗ, бульдозер, технопризраки, трактор, живой раритет

Previous post Next post
Up