В третье воскресенье марта отмечается День работников торговли, бытового обслуживания населения и жилищно-коммунального хозяйства. Так что всех причастных с праздником, а с меня тематический пост.
Во советские времена, когда всё было централизовано, в республиках СССР существовали Министерства бытового обслуживания населения. В его подчинении находились учреждения, оказывающие бытовые услуги, а также предприятия, выпускающие оборудование для них, в том числе и специальные автомобили - мобильные пункты бытового обслуживания для сельской местности. Один из таких автомобилей, спецфургон ПМ1-53А, был разработан в московском проектном институте "Гипробытпром" в начале 1970-х и поставлен на производство на нескольких заводах, в том числе Орджоникидзевском заводе технологического оборудования, Харьковском заводе нестандартного оборудования и Опытном механическом заводе им. Крючкова в Алма-Ате. Фургоны выпускались в нескольких вариантах: мобильные фотостудии, химчистки, парикмахерские, пункты ремонта обуви и одежды и пр. Назначение машины наносилось на табло в передней части кузова. Вот сохранившийся экземпляр такого автомобиля, пойманный в Омске. Теперь трудно определить, какая профессия была у него изначально, но, судя по тому, что фургон стоял на территории организации, занимающейся обслуживанием жилых домов, это могла быть мастерская по ремонту сантехники (были и такие).
Ещё один тип фургона для службы быта, до сих пор довольно часто встречающийся в Сибири, выпускался кемеровским заводом "Металлист", под индексом СМ-I-53А. В оригинальном виде я их тоже давно не встречал, сейчас используются как аварийки или грузовые фургоны.
Вот такая же машина из Омской области, обратите внимание: на двери кузова сохранился советский логотип службы быта!
А самые маленькие фургончики службы быта выпускались в Рязани, на заводе "Рязточприбор", это были мастерские-летучки по ремонту телевизоров РТАМ-969 на базе ЛуАЗ-969М. Минимум одна такая машинка (конечно, уже давно проданная и перекрашенная), до сих пор живёт где-то в Омской области, приезжая и в город, где я её и поймал. В её металлическом кузове когда-то были установлены специальные стеллажи для перевозки неисправных телевизоров в центральную мастерскую. Рязанский завод выпускал также мастерские на базе "каблучков" Иж-2715, а кроме этого, делал для летучек кузова собственной разработки АС-01 на шасси УАЗ-3303.
На сегодня всё, следите за обновлениями!