Летом 2005 года меня по рабочим делам занесло в котельную на 19-й Марьяновской. Иногда на таких промышленных территориях можно встретить интересные технические артефакты, и эта котельная оказалась именно таким объектом: рядом с основным зданием котельного цеха обнаружился какой-то старый металлический агрегат, явно что-то напоминавший. После осмотра этой штуки вблизи стало ясно, что это самый настоящий паровозный котёл, использовавшийся в котельной в качестве резервного, вместо дымовой трубы на нём был установлен дымовод, выведенный в дымовую трубу котельной. Когда-то этот котёл был частью магистрального паровоза серии ЛВ.
Паровозы этой серии выпускались на Ворошиловградском паровозостроительном заводе с 1952 по 1956 год, всего было построено 522 таких паровоза. Паровозы ЛВ стали последними магистральными паровозами, выпускавшимися в СССР, и для своего времени были достаточно совершенны - КПД достигал 9,27%, были значительно улучшены условия работы локомотивной бригады путём применения пневматических приводов механизмов управления, а большой шестиосный тендер позволял возить с собой значительный запас воды и топлива, что позволяло совершать дальние пробеги без остановок на дозаправку. Использовались они и с грузовыми, и с пассажирскими поездами, вот так выглядели эти паровозы в комплектном состоянии:
фото: George Shuklin, Wikimedia Commons.
В передней части котла, на дверце дымовой коробки, у многих советских паровозов была установлена большая декоративная звезда, имелась такая и на паровозах ЛВ. В её центре не зря имеется плоская круглая площадка: когда-то на этом месте крепился барельеф с профилями Ленина и Сталина, но при хрущёвской борьбе с культом личности под раздачу попали не только памятники Сталину - профиль бывшего вождя был снят и с паровозов.
Паровозы ЛВ служили в СССР по прямому назначению до 1970-х годов, по окончании работы большинство из них было отправлено на металлолом, часть законсервирована, а некоторым была уготована другая судьба, как и этому омскому ЛВ, попавшему в котельную. Кстати, использование комплектных паровозов или их котлов для отопления - практика достаточно распространённая, иногда паровоз-котельная даже оставался на рельсах и в случае необходимости мог быть приведён в ходовое состояние. К сожалению, на обнаруженном котле не сохранилось заводской таблички, по которой можно было бы определить годы выпуска и серийный номер паровоза, которому он принадлежал. Серийный номер мог быть выбит на самом корпусе котла, но тогда я этого не знал, а сейчас смотреть уже негде - в конце 2000-х котёл был демонтирован, и, скорее всего, отправился в чермет. Последняя служба одного из последних омских паровозов закончилась.