И снова мы возвращаемся в Военно-Технический музей, продолжая рассказ об экспонатах, расположенных в том же корпусе, что и машины из прошлого выпуска. Сразу у входа в здание посетителей встречает легендарная пулемётная тачанка.
Такие тачанки, вооружённые чаще всего пулемётом системы Максима (как и образец, представленный в музее), получили широкое распространение во время гражданской войны в России. Особенно широко их использовала армия Нестора Махно, которому часто и приписывают изобретение тачанки, но это не верно, подобные конструкции подрессоренных пулемётных повозок появились ещё в XIX веке. Музейная тачанка - это современная реплика, построенная по сохранившимся чертежам и с использованием некоторых оригинальных деталей. Но есть в музее и остатки настоящей красноармейской тачанки, найденные в лесу.
На остатках кузова повозки сохранились красная звезда и эмблема части. Тачанки прошли славный боевой путь, успев поучаствовать даже в Великой Отечественной, правда, тогда, конечно, о лихих атаках с флангов с разворотом пришлось забыть, и тачанки использовались в основном как средство транспорта для пулемёта, его расчёта и боекомплекта. В Советской армии тачанки дослужили до 1950-х, когда были расформированы практически все кавалерийские части.
Пулемёт системы Максима, установленный на тачанке, не единственный пулемёт в музее, для пулемётов, миномётов и ручного стрелкового оружия отведён отдельный зал. Из станковых пулемётов, кроме ещё одного Максима на станке Соколова, в зале представлены ещё два тяжёлых 12,7-мм пулемёта ДШК (Дегтярёв-Шпагин-крупнокалиберный), один из них - на треноге, в зенитном исполнении. С пулемётами соседствуют противотанковое ружьё системы Дегтярёва ПТРД и 82-мм батальонный миномет БМ-37.
Рядом расположились ещё несколько миномётов, слева направо: 82-мм батальонный миномет БМ-36, 120-мм полковой миномет ПМ-38 и 50-мм ротный миномет РМ-40.
На стене представлены образцы стрелкового оружия: карабин СКС, пистолет-пулемёт ППШ-41, трёхлинейная винтовка Мосина обр. 1891/30 гг, пистолет-пулемёт ППС-43, ручной пулемёт ДП.
В коридоре корпуса расположилась артиллерия, в том числе эта 50-мм немецкая противотанковая пушка PAK-38.
Эта пушка была одной из самых массовых в германской армии, но в 1943 году её производство было прекращено, так как она не могла уже противостоять новым советским тяжёлым танкам.
Как говорится, война-войной, а обед по расписанию. В коллекции музея есть несколько армейских полевых кухонь. Самая старая из них - КП-42М (образца 42 г., модернизированная), 1954 года выпуска.
Ёмкость котла этой кухни - 250 литров.
Рядом стоит более новый образец полевой кухни - КП-2-48 (образца 1948 года, двухкотловая).
Такие кухни надолго стали самыми массовыми в советской армии, их до сих пор можно встретить на армейских базах хранения.
Армейскую тематику продолжает подборка лёгких армейских автомобилей. Здесь стоит ещё один ГАЗ-67Б, так же хорошо отреставрированный, как и его близнец в "пожарной" коллекции музея. В отличие от своего предшественника, автомобиля ГАЗ-64, у ГАЗ-67 был более мощный двигатель, усиленная рама, а также расширена колея, что существенно повысило устойчивость внедорожника.
В 1944 году ГАЗ-67 прошёл модернизацию, в основном улучшения касались трансмиссии и переднего моста, модернизированная машина получила индекс ГАЗ-67Б. Кроме перевозки 4-6 бойцов, ГАЗ-67Б мог буксировать 800-кг прицеп, на испытаниях он справлялся и с прицепом массой 1250 кг (как у пушки ЗиС-2). В войсках за "прыгучесть" на кочках и ямах грунтовок машина получила прозвище "козёл", а союзники прозвали её "Иван-Виллис".
В 50-х на смену ГАЗ-67Б пришёл новый внедорожник - ГАЗ-69. Автомобиль имел две модификации: собственно ГАЗ-69, он и стоит в музее, и ГАЗ-69А - четырёхдверный вариант, предназначенный в основном для сельского хозяйства, а также для использования в качестве командирской машины. Первоначально предполагалось присвоить ГАЗ-69 имя "Труженик", но потом от этой идеи отказались.
На Горьковском автозаводе ГАЗ-69 выпускался не очень долго, в 1956 году производство было полностью передано на Ульяновский автозавод. Большинство выпущенных автомобилей имеют на капоте выштамповку "УАЗ", но до конца производства этих машин они по всем документам назывались только ГАЗ-69. Эти внедорожники освоили множество различных профессий - патрульные машины милиции, оперативные машины пожарных, почтовые, медицинские, ветеринарные, аэропортовые спецмашины - всего не перечесть. Производство ГАЗ-69 было прекращено в 1973 году, но до сих пор этих старых трудяг можно встретить на наших дорогах.
А вот и знаменитый Willys, эта машина была куплена за рубежом уже в отлично отреставрированном состоянии, там таких машин сохранилось в комплектном состоянии достаточно много.
История создания этой машины достаточно запутанна: в 1940 году военным ведомством США был объявлен конкурс на создание лёгкого внедорожного армейского автомобиля. В конкурсе участвовали три фирмы - American Bantam, Willys-Overland и Ford, каждая представила свой вариант. В первоначальном этапе конкурса победила компания Ford, но заказ на производство партии машин (по 1500 шт.) был выдан всем трём фирмам. По результатам последующей пробной эксплуатации более всего военным понравилась машина компании American Bantam, но тут вовремя подсуетились их конкуренты. Руководству Willys через военное ведомство удалось достать полную документацию на автомобиль конкурентов - Bantam BRC40, и конструкторы этой компании модернизировали свою первоначальную модель MA с использованием конструкторских решений инженеров Bantam. Модернизированный внедорожник получил название Willys MB и победил в следующем этапе конкурса в 1941 году.
Willys MB стал стандартом для армии США, производство этих машин было также налажено на заводах Ford под маркой Ford GPW, а American Bantam по иронии судьбы получил заказ лишь на прицепы для этих автомобилей.
Представлены в музее и лёгкие армейские автомобили гитлеровской Германии. В 30-х - 40-х годах практически все автопроизводители Германии получили заказы на производство автомобилей для нужд армии, часто такие машины производились на основе уже выпускавшихся гражданских автомобилей.
Например, этот армейский автомобиль с упрощённым кузовом на деревянном каркасе построен на базе шасси Horch 830R, представляющем из себя специальную упрощённую версию шасси легковых автомобилей высшего класса Horch 830. Машина ещё не проходила реставрацию и находится в том же состоянии, в котором была найдена.
Следующий автомобиль уже более заточен под нужды армии, это Stoewer R200. Машина построена на специальном полноприводном шасси с использованием стандартизированного армейского кузова типа "кюбельваген" (Kübelwagen).
Такие упрощённые кузова были разработаны в нескольких вариантах, отличавшихся прежде всего размерами. Кроме кузовов, часто стандартизировались также требования к шасси армейских автомобилей, а вот двигатели каждый автопроизводитель использовал свои.
Пожалуй, одним из самых известных немецких лёгких армейских автомобилей Второй Мировой стал Volkswagen type 82, построенный на шасси "народного автомобиля" KdF-Wagen, разработанного перед войной Фердинандом Порше.
А на переднем плане красуется мотоцикл BMW R35 довоенного выпуска с оригинальной коляской. Эта модель выпускалась и после войны, на заводе бывшего филиала BMW в Айзенахе, попавшем в советскую оккупационную зону.
Чтобы избежать претензий со стороны компании BMW, мотоциклы и автомобили на Айзенахском заводе выпускались под маркой EMW.
Советская довоенная мотопромышленность представлена тяжёлым мотоциклом ТИЗ-АМ600, выпускавшимся на Таганрогском инструментальном заводе. Среди советских довоенных мотоциклов ТИЗ считался конструктивно самым совершенным, его прототипом послужил английский мотоцикл BSA образца 1931 года.
Мотоциклы ТИЗ-АМ600 выпускали с мая 1936 по 1941 годы. Основная масса мотоциклов поставлялась в армию и милицию. Во время войны Таганрогский завод был эвакуирован в Тюмень, где из запаса привезённых деталей собрали несколько сотен мотоциклов.
А в соседнем зале целая мотостоянка, здесь расположены (слева направо): три "Восхода", первые два 1967 и 1968 г.в. соответственно, а третий - более поздний, К-175 1957 г.в. и К-55 1957 г.в.
У другой стены расположились ещё шесть двухколёсных машин (слева направо): Иж-350 50-х годов, Иж-49 1957 г.в., "Иж-Юпитер-3К" 1972 г.в., Иж-56 1958 г.в., К-125 1958 г.в. и М1А "Москва" 1950 г.в.
Среди тяжёлых мотоциклов в музее есть настоящий милицейский "Урал" ИМЗ-8.103, служивший до начала 2000-х. От гражданской версии патрульный мотоцикл отличался, кроме окраски, наличием спецсигналов, громкоговорителя и рации, для чего была применена система электрооборудования 12В. Ввиду наличия большой нагрузки в заднюю часть коляски мотоцикла устанавливался дополнительный аккумулятор. За милицейским "Уралом" стоит "одноклассник" "Урала" - киевский К-750 1960 г.в.
Музейная подборка мотороллеров тоже очень неплоха, тут имеются (слева направо): "Тула Турист", "Тула Т200", "Вятка Электрон" и "трайк" ТМЗ-5.971, способный (в отсутствие пассажира) перевозить в багажнике до 120 кг груза.
Продолжают грузовую тему ещё три трёхколёсные машины - два мотороллера "Тула-Муравей" и стоящая между ними "Вятка МГ-150". Грузовые "Вятки" в наше время стали раритетом, а вот "Муравьи" до сих пор можно встретить в качестве рабочих лошадок, в Омске, к примеру, на них ездят бригады газосварщиков.
У окна расположились выпущенный в Латвии мопед "Рига" РМЗ-1.413, 1992 г.в., модернизированный вариант модели «Рига-13» образца 1983 года, и два мотовелосипеда ЛВЗ-902 Львовского машиностроительного завода, с моторчиком в 1,2 л.с.
А в самом углу зала можно увидеть ещё три образца продукции рижского завода (слева направо): мопед «Рига-11», минибайк «Мини» РМЗ-2.126 и мокик «Дельта» РМЗ-2.124.
Среди наземной техники затесался экспонат из мира авиации - бензиновый звездообразный двигатель М-14В26, устанавливавшийся на вертолёты Ка-15, Ка-18 и Ка-26.
Автоспорт представлен двумя гоночными машинами класса "Формула-1600" - "Эстония-21М" и АМ-01М.
Пожалуй, самый необычный экспонат в этом корпусе музея - лёгкая машина на воздушной подушке "Север-2". Небольшая серия таких машин была выпущена фирмой "Техника", работавшей при Нижегородском авиазаводе, конструктором машины был Станислав Сергеевич Алексеев, ранее работавший в Центральным конструкторском бюро по судам на подводных крыльях.
На сегодня всё, окончание следует...