Кавати́на - выходная ария, призванная выгодно презентовать того или иного оперного героя.
Click to view
В опере конца XVIII и первой половины XIX века каватина - номер, может, и не самый грандиозный, но зато, как правило, довольно эффектный - вспомните хотя бы Фигаро из «Севильского цирюльника», выходящего на сцену со своим «Largo al factotum della citta». Ключевые слова тут - «выходящего на сцену»: для композиторов того времени каватина - это прежде всего выходная ария, способ презентовать зрителю впервые появляющегося ключевого персонажа, а заодно и возможности того певца, которому эта роль поручена (Сергей Ходнев, Из чего состоит опера: каватина // Коммерсантъ Weekend, 16 март 2018 г.).
Запись опубликована в блоге "Записки лингвиста":
https://khvorostin.com/word-of-the-day/cavatina/