О бюрократии и техническом прогрессе

May 17, 2016 18:32


Сегодня заказывал сертификат antecedentes penales, и хотя заказал быстро и без проблем, всё равно навеяло… Казалось бы, живём в век компьютеров, мобильных телефонов и интернета, а 90% документации всё равно связаны с бумажками, наличными деньгами и бюрократией.




Проблема не в отсутствии технического прогресса, а в том, что плодами его достижения никто не пользуется.

Или чаще даже бывает другой сценарий: пользуются, но очень выборочно, так что это не создаёт должной эффективности.

Я помню с универа, с параллельного программирования, законы Амдала, один из которых гласит, что общая производительность определяется производительностью самого узкого места. Если оставлять узкие места, то вся система будет глючить и тормозить. Помню, как работал мой старый ноутбук (и как иногда теперь работает макбук на работе): процессора и памяти было достаточно, но диск работал медленно, и поэтому среда для разработки подвисала. Поэтому новый комп я специально выбрал с ссд, чтобы устранить узкое место в виде накопителя.

Госконторы вводят иногда высокие технологии, позволяющие взять турно заранее, по интернету, выбрать время и место. А в итоге: платить всё равно наличкой, или потусить с пенсионерами и заплатить в банке. Через сайт платежей? Через банкомат? Только аргентинский банк. И на кой хрен мне этот сервис, если я специально всё это прохожу, чтобы мне в итоге открыли счёт в банке? И всё равно бегай по улицам ищи распечатку, оплачивай её наличными, и с бумажкой про турно иди.

И ведь ладно бы было понятно, если бы всё это требовало действительно каких-то финансовых вложений, сложной технической инфраструктуры или чего-то подобного. Но нет, это упростило бы жизнь абсолютно всем. Это элементарные вещи, которые делаются васей-программистом за неделю: оплата обычной картой, например.

Такие половинчатые решения, с одной стороны, удручают, а с другой - дают понять, что на мой век ещё хватит мне работы…

Но дело ведь совсем не в техническом вопросе, ведь так? Государство хочет контролировать нас как можно сильнее. Оно специально хочет ввести уйму сложностей, чтобы всё было под колпаком. Отсюда бумажки, отсюда переограниченная финансовая инфраструктура. Чтобы не было лазеек. Государство будет терпеть и плодить всяческие ограничения и сложности, им даже лучше от этого, ведь это шанс подольше работать и имитировать поводы для траты казённых денег.

Не воруй! Правительство не любит конкуренции.

Я отнюдь не сторонник киборгизации и встраивания микросхем под кожу. Но прикол в том, что это и не нужно, когда можно воспользоваться простейшими неинвазивными решениями. Как было бы здорово, например: приходишь ты в одну-единственную контору. Или даже круче: заходишь на сайт! Прикладываешь паспорт или иной документ к считывателю, он считывает либо чип с документа, либо, если его нет, то штрихкод (как пограничники делают). Либо вводишь данные с клавиатуры, в случае с сайтом. Если ты приходишь в первый раз, то программа создаёт тебе учётную запись и присылает пароль на почту и/или на телефон, чтобы заходить по инету. Ты выбираешь, что тебе надо - любую бумажку. Все твои документы уже находятся в системе, либо, если не находятся, то генерируются, не надо никуда бегать - доносить. Ты оплачиваешь карточкой услугу, либо, если угодно - пользуешься монетоприёмником. Документ сохраняется в систему и, при необходимости, распечатывается на бумагу. Либо сразу по месту штампуется пластик (предлагается забрать где-либо в случае с сайтом). Всё!

И не говорите мне, что это технически невозможно. Не верю! Как программист не верю. Вот что я вам скажу: такую систему при желании (читай при указе сверху) можно ввести в тестовом режиме через 2-3 года. Это максимум! Поначалу людей это будет пугать, но если проводить обучение, то ещё через пару лет боящихся не останется. Вся контора потребует команду технарей для обслуживания и доработок, а также небольшую команду обслуживающего персонала для помощи посетителям и обучения.

Только такого никогда не будет. Потому что, как недвусмысленно намекает заглавная картинка, целые министерства, учреждения, отделы - вся их работа станет никому не нужна. Всё, прощай кормушка. Они боятся этого как огня.

Кстати, самым прямым доказательство технической реальности и даже простоты подобной инфраструктуры является наличие SUBE. Простая MIFARE карточка, пополняемая во многих местах и используемая для оплаты любого вида транспорта (кроме такси разве что, а жаль). Такие есть во многих городах и сферах. Систему невозможно обмануть, каждый шаг записан. Вы можете полгода ездить по карте, купленной анонимно в ближайшем киоске. Но если вы зайдёте на сайт, зарегистрируетесь и введёте номер карты, то вы увидите свои перемещения за всё время. Каждый поезд, метро и автобус.

Вы поняли, да? Автобус! Оффлайн-тарантайка с вундервафлей, читающей карточки. Я не знаю, в какой момент он синхронизирует данные с общей базой: по прибытию в депо или же по GPRS-интернету раз в какое-то время. Более того, с уверенностью можно сказать, что в момент захода в транспорт система доверяет карте, а не делает запрос в интернет с целью узнать, действительно ли там такой баланс. Только если в следующий раз она синхронизируется с общей базой и увидит расхождение в деньгах, то карта будет занесена в чёрный список, и больше вас по ней не пропустят. Теоретически можно конечно успеть проехаться несколько раз, но после блокировки карты новая обойдётся всё равно дороже.

Просто, изящно и абсолютно надёжно. А всё почему? Потому что мужики смекнули, что если не позаботиться как надо, то будет утечка денег. Как только появляется хотя бы намёк на возможность потери денег для конторы (будь то государственной или частной), будут приняты все меры, чтобы этого не допустить.

Однако в случае с комфортом для населения дело обстоит совсем не так. Грубо говоря, какое-то удобное нововведение можно ожидать только если заинтересованность в нём для населения случайным образом совпадёт с выгодой для государства.

философское, аргентина

Previous post Next post
Up