The Haunting (1963/1999)

Nov 26, 2023 16:15



Две экранизации «Призрака дома на холме», в названии у которых нет ни дома, ни холма. Одну смотрел впервые, другую - нет.

В обоих версиях подозрительна логика предприятия: герои добровольно селятся в мегаломонстровый особняк (готика на стероидах, череп и кости), к которому и при свете приближаться икотно, а чтоб войти внутрь, тем более остаться на ночь, надо есть белену. Вечное правило продавцов страха: чтоб напугать, держи зрителя за дурака целевую аудиторию.

Даровитый американец Уайз (работая, по всей видимости, за английские деньги) обошелся, надо признать, минимальным набором уцененных трюков, нагнав должного мраку, но по основному вопросу управился, почти не показав клыки низкого жанра: погремел цепями в коридоре, повыл зверем во тьме, чуть выгнул дверь - максимум, что могли предложить кудесники визуальных фокусов в шестидесятническом чернобельстве. Зато оставил глухую, амбивалентную драму о возвращении домой (особенно когда твой дом - тюрьма и сон измученного разума), в которой мало что объяснимо на все сто. А вопрос «было или не было» легко ставить в качестве финальной точки.

Не бывающий бывшим голландский оператор спустя тридцать с лишним лет ломанулся тараном, хоть и сняв там же, в Англии, но обвешав её, старушку, выставкой достижений народного хозяйства: десятилетие CGI-революции, чем больше у тебя в фильме графики, тем больше ты не лох. Спецэффектов в финале столько, что можно вешать топор. Фильм рекламировался как флагман нового звука Dolby с каким-то добавочным каналом, но холодный ростовский кинотеатр, где я смотрел его зимой 2000 года (т.е. спустя всего несколько месяцев после американской премьеры, что по меркам влюбленного в Голливуд молодого кинолюба из девяностых было манной воскресной), позволял услышать дай бог если пару из них.

Жаль, теперь не испытать даже тех эмоций - возрастной пересмотр выдает подлог и жульничество в особо крупных размерах. Ибо в фильме налицо пресловутое «но у нас же теперь больше возможностей», позволяющее не только наливать через край, но и сапожищем давить неугодных в сюжете. С успехом забывая при этом и ум, и честь, и совесть - отсюда провалы в ощущениях, мерзлота мотиваций и диалоговый альцгеймер. И неминуемо приближающаяся профессиональная смерть неплохого, в общем-то, поставщика блокбастеров, начинавшего на скорости, а кончившего в итоге колыбелью жизни.

60-е рулят, Американцы, Пересмотр, 90-е

Previous post Next post
Up