Первая встреча, последняя встреча (1987)

Jun 30, 2023 07:30

Увидеть, как Гражина Шаполовска разговаривает по-русски, и не умереть. Она мне со времен «Короткого фильма о...» казалась такой запретной, недоступной, заграничной красавицей (пусть и из недальнего зарубежья), и это нежданное родноязычие как будто ломает пару кирпичиков в стене. Сближает. Реплик у неё много, выговаривает она их тщательно, вряд ли такое можно было заучить просто на слух.

С другой стороны, это вполне могли дублировать. Вокальную партию на сцене в варьете за неё уж точно поёт кто-то другой. Да и Ольга Машная в эпизодах вон тоже подпшикивает с акцентом. В кино никогда не поймешь, где на твоих чувствах наживаются.

На Кинопоиске фильм раздают, конечно же, в допотопном виде, мутно, с ожогами и ранами на плёнке. Отсканировали, наверно, когда-то советскую прокатную копию телефоном - вот на эти два процента и живут. Хотя, существовала бы в сети реставрация, об этом наверняка бы уже раструбили. Но перестроечное кино (даже относительно раннеперестроечное, на одну из модных тогда тем «...которую мы потеряли») у реставраторов пока не в топ-листах.

А ведь это в целом уверенный нуар, царско-самодержавный по сеттингу, с немецкими шпионами, рок-красоткой и начинающим пинкертоном, распутывающим мутное дело полоумного изобретателя, придумавшего атомную бомбу на тридцать лет раньше срока. Да с золотой актерской сборной старой школы (за самую старость, например, отвечает 76-летний Николай Крючков). Большинство из них, правда, жмутся по углам, всю тяжесть же на себя принимает мне не знакомый Михаил Морозов в главной роли, очень, заметим, похожий на одного из популярных сегодня комедийных актеров-влогеров.

Картина слегка по-зимнепитерски заунывна, нынешнему пресыщенному глазу определенной жанровой быстроты в ней явно не хватит. Но что касается зрелости и достоверности в человеческих деталях - у Виктора Мельникова в этом плане всё ещё не забалуешь (пусть он и впервые для себя, кажется, распробовал резко нарождающуюся на фоне грядущего слома детективно-криминальную коньюктурщину про заговоры и убийства).

Наше, 80-е

Previous post Next post
Up