«Маркета Лазарова», которую я всё же поленился отложить «на годик», действительно - вещь. Даже из-за пригорка моих личных неприятий тематики страдающего средневековья удалось разглядеть (или просто представить) ценную мысль о прорастании человечности сквозь ледяную толщу немытых веков. Та самая рублевщина, всегда выгодная художественно и обнадеживающая поэтически. Хотя любителям «погорячее» это вполне может показаться розовыми очками.
Я у режиссера видел прежде только «Адельгейд» (и даже
пофантазировал тогда на её тему немножко), теперь же по горячим следам посмотрел «Долину пчёл» - она, если честно, показалась произведением несколько более частных масштабов, но тоже вполне зрелая и не без изысков. В принципе, у него есть что изучать и дальше, но вопрос надо ставить шире и заниматься всей чехословацкой новой волной - вот революция, о необходимости которой так долго говорили мои внутренние большевики.
Тем более что соответствующий тематический
список на Кинопоиске к текущему моменту высмотрен меньше чем на треть. У Википедии, кстати, список чуть
шире, причем ряд позиций в них не совпадают. Принцип составления (как, наверно, и любых списков) тут не до конца ясен: той же «Маркеты Лазаровой» у КП нет, а, например, виденные мною раньше, и отнюдь не проходные «Дева-чудотворица» и «Ухо», которых вполне можно было бы отнести к данному направлению, отсутствуют и там, и там. Я взял на себя смелость и скомпилировал оба списка в один общий, получилось, если калькулятор не врет, 54 фильма, из которых видел только 14 - целина, можно сказать, непаханная.
Справедливости ради, не всё и не всегда в этой области приносит радость (до сих пор с недоумением вспоминаю х/ф «Маргаритки»), да и в целом ощущения от уже просмотренного все чаще - холодный формализм, отстраненность и блуждания. Хотя ряд открытий, конечно, забыть невозможно: на фоне более именитых Формана и Менцеля мне все-таки пока сильнее нравится Кахиня, хотя вот Влачил тоже делает сильную заявку на успех.