(no subject)

Sep 23, 2017 18:20


Samurai Miyamoto Musashi (1954)

Zoku Miyamoto Musashi: Ichijôji no kettô (1955)

Miyamoto Musashi kanketsuhen: kettô Ganryûjima (1956)

Трилогия Хироси Инагаки о Самурае по роману Эйдзи Ёсикавы.

Первый фильм увлёк широким сюжетным разбросом, сплетением линий масштаба "Тихого Дона", многократным переключением жанра.

Два добровольца идут на войну солдатами, спасаются бегством после первого же проигранного сражения, попадают в хижину к матери с дочерью. Дезертирская драма сменяется историей соблазнения. Женщины привечают их сверх меры каждая. Но не каждый готов принять раздачу призов. Один, малодушный (оставивший, к тому же, дома невесту), сдается и уступает (история его дальнейшего падения будет ещё долго виться побочным ручейком). Другой, своенравный, вечно мятущийся, кого никто не ждет дома, сбегает и устремляется назад в свою деревню.
Только на этом месте (а это конец первого получаса 90-минутной ленты) действие начинает концентрироваться именно на нем, втором, выдвигая на позицию однозначного главного героя. Включается партизанский жанр. Беглец рвется домой, где ему не рады. Буйный, гордый, немеряной силы, расшвыривает вставших на пути, прорывается сквозь кордоны, достигнув цели, становится объектом охоты за убийство стражников, едва не гибнет сотню раз, будучи предан сородичами, пока наконец не попадает под крыло мудрого монаха, углядевшего в этой разъяренной силе потенциал Воина. Тот ловит его, заманив добрым словом, и, скрутив в бараний рог, долго выворачивает из него душу. Начинается история ломки характера. Между тем, безутешная невеста, оставленная суженым (тем самым, что приютился в хижине со степными приветчицами), проникается к его бывшему другу, а ныне - испытуемому и истязаемому полузверю, человеческим сочувствием, перерастающим во все большее и большее - и тут уже стартует история любви. Она освобождает его, они бегут, их снова ловят, кажется, этому не будет конца.




















Но цель сказания одна - привести героя к предначертанному, сбить с ног, прекратив его бессмысленные метания, запереть в башне, обучить смирению, выковать самурайскую волю.



Пройдет время - и человека будет не узнать.


Вот только личного счастья самураю у судьбы не выпросить. Женщине хочется простого и земного, а его влечет к вершинам, за горизонт.


Собственно именно этим - когда он оставляет её ждущей на мосту, а сам уходит в закат - надо было и заканчивать сюжет, и первый фильм, помимо повествовательного богатства, а также довольно выдающейся красоты кадра (чем, впрочем, может похвастаться весь триптих), выигрывает хорошим финалом с привкусом горечи.

Но позже было снято ещё две серии, а в них властвует настолько тяжелая функциональная проза, что для подробного описания они не пригодны, каждый следующий фильм длинней предыдущего, событий меньше, нарративная плотность катится под откос. В "Дуэли у храма" он, заявившись в город, бросает вызов наставнику местной школы, ученики которой, ревностно оберегая сэнсэя от встречи с заносчивым пришельцем, являются на сходку сами - сильно превосходящим числом. В "Поединке на острове" герой, достигший заоблачных высот непобедимости, наконец встречается с равным по силе фехтовальщиком, который сам долго мечтал скрестить с ним мечи. Нехотя, с отговорками, вступает с ним в бой постигший мудрость самурай. Разумеется, побеждает. Где-то вдали по-прежнему ждет любимая.

Японцы

Previous post Next post
Up