«Если памятование доброго, когда приводим это себе на мысль, обновляет в нас добродетель, то явно, что и памятование распутства, когда припоминаем о нем, обновляет в уме нашем срамное пожелание, потому что памятование того и другого показывает и начертывает в помышлениях наших разность самых воспоминаемых вещей, как бы перстом указует нам или на срамоту наших помыслов, или на высоту нашего жития и укрепляет в нас помыслы и движения и десных, и шуих.»
* Подумала о помыслах моих и ужаснулась. За дни целые ни одной высокой мысли практически не посещает меня. Откуда ж взяться делам красивым и высоким. Тварь ползущая, не иначе. Ну я стремлюсь, конечно же, к возделыванию особенных стремлений. Но в мыслях 85% тщета и чернь, 15% какое-то невнятное стремление.
«Мы бываем заняты ими в тайне ума нашего, и в этом мысленном занятии изображается удел жития нашего, так что по необходимости непрестанно видим самих себя. Итак, не одно сие занятие вредит тому, кто имеет оное, а также и памятование, восполняющее это собою. И не одно делание добродетели сильно вспомоществует тому, кто упражняется в сем делании, но и мысленное представление, образуемое припоминанием о лицах, подвизавшихся в добродетели.»
* Как часто вспоминаю я о добродетельных лицах? Думаю о них - но гораздо реже, чем о тех «при-пи-пи-пип», кто меня обидел (по моему разумению), кто мне напакостил. Вот этих последних я вспоминаю с завидною регулярностью и частотою. Икают денно и нощно.
«А сие делает понятным, почему весьма многие, достигшие степени чистоты, сподобляются лицезрения некоторых святых всегда в ночном видении, и днем ежечасно в мысленном упражнении ума бывает для них источником радости видение сих святых, напечатлевшихся в душах их. И потому с горячностью приступают к деланию добродетелей, и в избытке западает в них пламень к вожделению оных. »
* Не совсем поняла абзац. Могу лишь сказать, что ко мне не приходят святые ни днем, ни ночью. Видимо, в связи с недостижением (или утратой) мною степени чистоты.
«И говорят, что святые Ангелы принимают на себя подобия некоторых досточтимых и благих святых и в сонном мечтании показывают душе сии подобия во время парения ее мыслей, к ее радости, обогащению и веселию, а днем постоянно приводят их в движение, когда рассматривает душа свои помыслы; и делание ее облегчается радостью святых, и от сего преуспевает она в течении своем.»
* Как красиво сказано: душа ТЕЧЕТ, а не ЖИВЕТ, оказывается.
«Так бывает и при непрерывности браней. Кто имеет привычку занимать свои мысли худым, тому, при содействии демонов, представляется это в подобии. Демоны принимают на себя подобие и показывают душе мечтания, приводящие ее в ужас, и более при помощи дневного памятования, действуя посредством его. И иногда страшным сим видением, приводящим душу в ужас, скоро доводят ее до изнеможения и иногда представляют ей также трудности жития в безмолвии и уединении, и иное что-либо. »
*Ну уединении я люблю. Может это ближе к аутизму, а не к святости у мну.
«Поэтому и мы, братия, что касается до внимательности к нашим памятованиям и заключения по оным о состоянии души нашей, начнем отныне постоянно рассуждать о различии занимающих нас памятований, какие из них останавливают на себе наше внимание и какие тотчас отгоняем мы от себя, как скоро проиближаются к мысли нашей: те ли, кто в нас по предумышлению бесов, повергающах эту пищу страстям, или те, которые от вожделения и раздражительности, или те, которые от святых Ангелов, подающих нам мановение радости и ведения, а также памятования, пробуждающие нас помыслами во время приближения к нам святых Ангелов, или те, которые в нас от впечатлений, предварительно принятых чувством, и которыми в душе возбуждаются помыслы, увлекающие к чему-либо.»
*Это все одно предложение! Я отвыкла от таких, по определению. С моим клиповым восприятием, такое и прочитать-то не сразу осилишь, не говоря уже про «переварить» и потом проанализировать. А еще надо так ДУМАТЬ.
А ведь по существу: чтобы просто ПОСМОТРЕТЬ ПОГОДУ в телефоне, надо по пути столько грязи на «лопату собрать». Столько информации прилепится, столько «окошек» откроется с рекламой и новостями, что уже забудешь, зачем и заходил. И выходишь, а погоду так и не узнал, потому что забыл про нее.
А тут ТАКИЕ длинные предложеня Исаак исполняет. Без всяких «окошек». А я уже забыла, что в начале оного было, пока дочитала до точки. Вот он, вызов.
«Чрез познание же сего различия приобретаем опытность в двух вещах: в усмотрении памятований и в делании напоминаемых ими дел, и постараемся, чтобы за тем и другим следовала определенная молитва.»
*Спасибо из 21 века, Друг!