Мы вчера три часа слушали обсуждение положения негосударственных театров в России. Толковая, а главное, с выводами получилась встреча.
Заколдованное место - это наше государство, которое ведет иногда себя двулично, где под угрозой закрытия частные театры и отмены спектаклей.
Вот, например, история с Театр.doc, когда департамент культуры Москвы отказался помогать театру, потому что тот не находится в их ведомстве. То есть вмешиваться в репертуар - это их дело, а помогать с арендой - нет.
И вообще государственная монополия на театральную деятельность губит и мешает частной инициативе, театры без государственной поддержки вообще не воспринимаются серьезно. Хотя в то же время есть возможность на конкурсной основе участвовать в получении грантов. Но здесь снова загвоздка для наших независимых театралов: больший приоритет в подобных конкурсах уделяется бизнес-проектам.
Согласится ли независимый театр стать государственным, если у него появится такая возможность?
Все единогласно ответили "нет" (Театр.doc, Диалог театр, театр АХЕ).
Театры не хотят ущемления свободы и диктовки правил со стороны государства.
Что делать и как выживать?
1. Определить логику действий и приоритеты
2. Подать общественную заявку на изменения в законах РФ
3. Краудфандинг и всяческое привлечение своего зрителя, который своей массовостью может спасти ситуацию
4. Формирование инфраструктуры театрального дела и прослойки объединенных профессионалов
5. Формирование новой системы, которая послужит основой развития театрального дела России.
Также затронули тему потери интеллектуального зрителя и отсутствие "времени". Мы не можем сказать, в какое время живем, кто в нем герой и когда оно началось. Некая эпоха перемен и перехода.