Читая "Обитель" (премия "Проза года" на Книге года и Большая книга), я четко осознала и провела параллель с лагерями для детей/молодежи, например, с недавней "Тавридой". Те же десятники, плохая еда и перманентный контроль, от которого, впрочем, можно скрыться. Как и делал главный герой романа.
Здесь художественное произведение слилось с историческим описанием, от того последнее не выглядит сухо.
Как водится, приведу цитаты.
"Как-то слышал, что взрослый мужчина, не способный на подлость или, в крайнем случае, убийство, выглядит скучно."
"Купить плеть, сплетовать - означало “побег”."
"Красноармейцы, и блатные всегда казались ему на одно лицо - как китайцы." ( а я вот не разо бралась с чекистами и красноармейцами)
"Невыспавшиеся глаза его горели: в каждом зажгли по свече, и в глазницы отекал горячий воск."
"Вместо сахара здесь имелся только зримый и хрустящий, как песок, страх." ( это про карцер в тюрьме)
"Отвечать на него [вопрос: "Ты меня любишь?"]- после непрестанного полуобморочного холода, после колокольчика и сватовской улыбки полоумного чекиста, после кулёшика и голубиных рук подростка, после Афанасьева с оторванным чубом и Гракова, подвывающего на печке, после утреннего, поломанного и кривого тела владычки, его незакрывшегося глаза, после самого сна - заваленного мужиками, их смрадом, их пятками и хилыми задами, их костлявыми спинами и острыми коленями, после кислой, предназначенной не для кормления, а для умерщвления всего человеческого баландой, после воплей “Я пробовал человечину!” и “Я снасиловал сестру!”, после святого, который осыпался известковой пылью, после того, как Артёма убивали и случайно не добили несколько часов назад".