Морская пена, которую хочется потрогать. Ужасающий разгул стихии, ломающей корабли, как спички. Прозрачные, светящиеся изнутри волны - бирюзовые, нефритовые, лазурные, свинцовые и даже обсидиановые. Стёртые границы между небом и морем. Бескрайнее, могучее, великолепное и равнодушное к людям царство воды. Волшебные лунные дорожки в спящих лагунах. Паруса-облака, летящие по морским просторам. Неистовая борьба за крошечную человеческую жизнь посреди беснующегося моря. Грандиозные баталии и гибнущие великие парусники. Романтичные умиротворенные закатные виды и залитые оранжевым светом побережья.
А еще совершенно неожиданные «сухопутные» пейзажи и даже портреты!
Айвазовский. Конечно же, речь о нём.
Повезло попасть на выставку в Третьяковку вместе с детской экскурсией. Повезло открыть для себя творца, которого раньше знала только, как гения маринистики.
Я не великий знаток живописи, и когда в Смоленске в музее увидела картину Айвазовского с зимним обозом в деревне, удивилась. А на выставке, оказывается, очень много полотен, не имеющих отношения к морю!
Лизке очень глянулась картина «Прогулка императора Александра Второго по зимней Неве», там же лошади!
Но больше всего её поразила картина «Ледяные горы», в комплексе с рассказом экскурсовода об открытии Антарктиды экспедициями Лазарева и Беллинсгаузена. «Мам, как может человек только по рассказам написать настоящую живую картину?».
Может. Такие, как Айвазовский, могут не только это.
Фотографировать было нельзя, музейные тётушки сурово гоняли желающих подпольно запечатлеть себя любимого на фоне «Девятого вала» или «Волны». Каюсь, тоже поддалась соблазну. Но не себя, конечно, хотела сфотографировать. Ошеломленный ребенок, открывший рот и зависающий подолгу почти у каждой картины, достоин запечатления в семейных архивах.
Толпа мешала. Толпа перемещалась от картины к картине, вежливо толкалась, извинялась на разных языках. И всё же, некоторые картины были сильнее толпы.
У «Волны» я стояла довольно долго. И постепенно толпа растворилась, исчезла.
Осталась только вода. Живая, светящаяся, мокрая и опасная, гарантирующая смерть несчастным, цепляющимся за обломок мачты.
Эффект присутствия сильнее, чем в 3D кинотеатре. Пришлось встряхнуться и бежать в поисках своей экскурсии.
Скажу крамолу. Лучше бы картин было поменьше.
Произошло перенасыщение прекрасным. Не просто прекрасным, а гениальным. А может, это следствие сотен восторженных посетителей, плотно контактирующих своими энергиями.
Только на следующий день, по своим заметкам и запискам удалось распределить в душевных архивах всё увиденное. А если бы я не записывала, половины бы не вспомнила без подсказки, правда! Это как долгий насыщенный и активный поход. События восстанавливаешь по фотографиям.
Составили с дочерью топ-5 картин Айвазовского. Разумеется, фавориты у нас не совпали.
Лизкины:
«Ледяные горы»
«Портрет брата художника Габриэла Айвазяна» (Мама, это маг?!)
«Прогулка императора Александра Второго по льду Невы» (см. выше)
«Вид Стамбула ночью»
«Здание биржи в Санкт-Петербурге» (выше, вместе с затылком девочки)
Мои:
«Волна»
«Буря на море ночью»
«Ледяные горы» (см. в предыдущем топе)
«Дарьяльское ущелье в лунную ночь»
«Царь Петр Первый на Красной горке»
Особняком у меня стоят еще две картины: «Всемирный потоп» и «Гибель корабля «Лефорт»». Не скажу, что они мне понравились, потому что жуткие по сути. Но написано потрясающе, мороз по коже.
Никто и никогда не сможет написать беснующиеся воды Всемирного потопа так, как это сделал Айвазовский. Ведь там не просто бушующее море. Там вода везде, хляби небесные разверзшиеся.
С водой у Айвазовского какие-то мистические отношения, она осязаемая на его полотнах. Но на картине с потопом кроме воды есть бесконечное количество персонажей, пытающихся спастись. И они тоже прописаны так реалистично, что лично мне до слез жалко ни в чем не повинных медведей и слонов. Даже змей, хоть я их боюсь.
А что касается аллегорической «Гибели Лефорта», где сияющие души утонувших моряков, поднимающиеся над прозрачной тёмной водой, в глубинах которой угадывается погибший корабль и тела… Сильно. Но мне не нравится такая встряска эмоциональная.
Ушли с выставки, вдохновленные и опустошенные одновременно. Да, так бывает. Когда сил больше нет восхищаться.
Если вы в Москве, и по каким-то причинам еще не добрались до Третьяковки на Крымском валу, обязательно, слышите, обязательно посетите эту выставку!