Ни слова художественного вымысла, только чистая неприкрытая правда!
С этого года я знаю, что на сто процентов местным жителям в плане погоды доверять не стоит. Хоть изредка надо сверяться с метеосайтами.
Проливной дождь стал для меня такой неожиданностью, что вся группа оказалась неподготовлена к мокрому походу.
Но самое показательное, что и конюшня у Софи никак не рассчитана на воду сверху. Крыши просто защищают от солнца и ветра. Неожиданный дождь привел к тому, что кони в денниках стояли в воде, мокрые и недоумевающие.
Учитывая, что Софи вообще-то заботливая хозяйка и лошадей содержит в отличной форме, сделан вывод - обильно капающие осадки тут и правда редкость.
Нам от этого знание не легче, конечно.
Полдня под серым небом и обед прямо в кузове грузовичка сопровождения.
Кони скучают под мокрыми деревьями. Хмуро и не романтично.
Но повар веселый-развеселый, помощник шустрый, обед обильный, сопровождающие конюшенные собачки умильны и оптимистичны.
А после обеда и дождь кончился.
«Пробабли нот форевер, бат фор ауэр трип ит из финишд» - так сказал гид Му-Му, с прищуром глядя в небо с рваными тучками.
Какой русский обойдет вниманием столь оригинальное имя проводника? Конечно, никакой.
И мы не смогли.
Оказалось, что зовут парня вполне себе нормально - Мхмет. Но европейские туристы (кроме поляков) не в силах были выговорить сочетание звуков «м» и «х».
Чтоб гости не волновались и не ломали язык и мозг, добрый малый выбрал себе оптимально простое имя.
Мы не стали прояснять для него русское значение псевдонима, а просто звали его, как положено. И ему приятно, и нам не мычать лишний раз.
Немного рыси, немного галопа по каменистым дорожкам и вот он - памятный мне магазин-кооператив по переработке арганового масла!
В прошлом году мы не застали тружениц села, которые старательно демонстрировали весь процесс получения масла и пасты амлу. Сейчас повезло больше. Но вообще, конечно, шоу.
Подъезжаем к одноэтажному зданию у дороги. Розы посажены, рекламные надписи на трех языках, стайка женщин в пестрых одеждах кучкуются, веселятся, переговариваются.
Нас увидели - шмыг в помещение, тапки скинули - и работать, активно так, с огоньком.
Одни разбирают косточки, другие вручную перетирают их на жерновах, третьи чего-то месят в аутентичных чашках. Вокруг ходит молодая красавица с длиннющими ресницами и на хорошем английском рассказывает нам, что это и зачем.
Переходим в сам салон-магазин, отовариваемся по мелочи и не успеваем уйти, как работницы бросают свои дела и шмыг на улицу. Поработали, хватит.
И то верно, чего перенапрягаться-то, если никто не видит?
Путь от магазинчика до лагеря проделывается пешком.
Шатер уже стоит, чай со сладостями и орешками всякими ждёт.
Первый день скомкан из-за дождя, но всё равно позитивен, а потрясающий закат и предусмотрительно купленное спиртное украсили вечер на все сто баллов.
С нами Кейти - голландка южнокорейского происхождения, что весьма разнообразит диалоги. Кускус в классическом марокканском объеме разумеется не съеден, закат уступает место звездам, кони фыркают в темноте.
Завтра в это время нас будет баюкать далекий шум океана.
Ясное свежее утро и джедай, который возится с машиной, а так же завтрак на пороге берберского шатра - отличное начало нового дня!
Шаг-рысь-галоп-шаг-рысь-галоп.
Сады, деревушки с мечетями, оригинальные всадники на осликах без уздечек и пестрые стайки глазастых школьников, для которых мы экзотика.
Знакомые места, но другая лошадь, новая команда и ощущения тоже новые. Радость возвращения туда, где было хорошо - вот какие это ощущения. Бурлю внутри потихонечку от предвкушения. Моя команда еще не знает, что их ждет на берегу Ифтана, какая красотища и адреналин. Оказалось, и я не знала…
Вид с холма на пляж потрясающий, вечернее освещение, зеркальный песок.
Все, включая собачек, ринулись к волнам, а я еду сзади и жду, когда кто-то заметит крышесносящий эффект убегающей волны. Ага! Начали озираться и качаться в седлах, значит, заметили!
Еще раз подробнее, вдруг кто прошлогоднего отчета не читал.
Если ехать на коне по берегу вдоль границы волн и смотреть себе (то есть, коню) под ноги, то можно свалиться с седла из-за сильнейшего головокружения. Когда широкая и тягучая волна сбегает обратно в океан, создается этакий конфликт ощущений - ты вроде движешься ровно вперед, но видишь, как поверхность уплывает из-под твоих ног вбок-поперёк.
Ни курить, ни пить не надо - выпадение из реальности гарантировано.
Обсудили это, повеселились, сделали памятное фото группы, надежно закрепили ценные вещи и на старт!
Йалла! Йалла!
Ветер свистит не просто в ушах, он внутри, он - это мы, орущие, летящие, бесшабашные.
Кони как пушечные ядра взрывают мокрый песок, их не надо подгонять, Ифтан им хорошо знаком, это место веселья.
Пляж протяженностью чуть меньше километра.
Сейчас пролетим в одну сторону, а на обратном пути устроим галопную фотосессию. Наша небольшая кавалькада почти финишировала, я обернулась к тем, кто позади, а когда глянула вперёд - Инга уже была на песке.
Прискакали.
Не буду пафосно заявлять, что шлем спас ей жизнь, но смягчил удар однозначно.
Представляете, что творится в голове у опытного врача-травматолога, который сам получает травму?
Горе от ума у него творится.
Сотни примеров всевозможных осложнений из богатой практики и полное отсутствие веры в «до свадьбы заживет».
Нам повезло. Инга просто ушиблась и сильно испугалась. Благо, галоп был на излёте, и упала она в три приема, потеряв стремя и просто съехав с коня.
Сильнее Инги испугалась я, потому что не видела сцены падения, да и вообще ответственна за группу, хоть и застрахованы все.
Разумеется, скачки досрочно завершились, улётная фотосессия зачахла в зародыше, и отряд медленно-печально пополз в горку, к месту лагеря.
Печаль и тревогу извели тщательным осмотром и ощупыванием, чаем с вербеной и болеутоляющим, а так же долгой дружеской беседой с видом на океан.
Солнце по графику затонуло в волнах Атлантики, но оранжевая полоска долго не гасла на горизонте.
Если бы не падение, это был бы сказочный вечер.
А так он стал просто очень приятным.
Перчику добавил наш повар, который у себя в шатре под аккомпанемент пластиковой фляги в роли барабана долго пел берберские песни.
Невнятный рокот океана, мерцающие звездные россыпи, сонно вздыхающие лошади, запах мандаринов, оставленных с ужина на всякий случай … романтика с оттенком грусти. Эта ночь в шатре будет последней по программе, дальше снова рияды и стены с потолками.
Конная часть «Марокканского Рождества» сильно сокращена в этот раз, ведь надо успеть в Варзазат, к водопаду Узуд, в Тодру и Дадес, а зимние каникулы не рассчитаны на долгие программы.
Поэтому мы умудрились вместить пятидневный поход в три дня и возвращение в Диабат напрямую с Ифтана - это долгий путь с ранним стартом и протяженными участками галопа.
Самый красивый день.
Пляжи один другого романтичнее. То песчаные, то скалистые.
Почти все пустынные - еще не сезон, да и мы забрались далековато от людей.
Огромные волны в некоторых местах так бьют в гранитные стены, что гул идёт. Над берегом дымка - взвесь миллиардов капель.
Много скачем, отрываемся по полной.
Правда, на двух пляжах было слишком вязко, Мхмет не разрешил галопа во избежание травм у лошадей. Он долго извинялся, что нельзя галопом и благодарил за понимание.
Оказывается, приезжают иногда туристы, которым нужен именно галоп по пляжу и ничего более. Безопасность и здоровье лошади для них вторичны. Такие люди закатывали скандал проводнику, когда тот запрещал галоп по вязкому песку. Да уж.
Кони радуют.
Заводные, но вменяемые, даром что арабских и берберских кровей.
Последний день похода больше смахивает на пробег с небольшим перерывом на обед в тени эвкалиптов.
Прекрасный динамичный Сочельник. Правда, совершенно не думается про Рождество и вообще, про зиму.
Вода в океане позволяет особо крепким купаться, мы даже детей видели. А уж серферов в гидрокостюмах - как ракушек на берегу. То есть, вроде бы много, но места знать надо.
На пляжах, в отличие от деревенек, никто на нас не пялится. Таких всадников тут полно, знай успевай уворачиваться, когда несутся галопом по кромке воды.
И вот на горизонте белеет Эс-Суэйра. Почти доехали. Мало, ужасно мало конных дней! Зато они были насыщенными и красивыми.
Мы долго сидели на ранчо в ожидании транспорта с вещами. Объяснения работников были противоречивыми и народ в команде полушутя, полусерьезно стал озвучивать версии одна другой коварнее.
Пикантности добавляло полное отсутствие электричества.
В полной темноте, при свете фар появившегося таки транспорта мы распрощались с лошадками, Мхметом и Софи. Нас ждала Эс-Суэйра и новый, настоятельно рекомендованный ресторанчик с живой музыкой.
А потом Варзазат. И Марракеш. И водопад Узуд.
Приключения продолжаются!
Что касается сбоёв в организации транспорта, то единственный на всё село 4WD агрегат задержался, выдергивая из зыбучих песков какого-то своего нерадивого родственника.
Причём, сигнал SOS он получил, будучи в ста метрах от нас.
Почему не выгрузил вещи и не сообщил, что задержится - вопрос от организованных цивилизованных горожан. Берберские горячие парни думают сердцем.
И порой это бывает важнее.