О чем не пишут в википедии. Дюжина рассказов о гитарной анатомии. Часть 2.

Nov 30, 2018 01:48



Часть первая здесь
10. Почему фабричная гитара - не всегда плохая гитара.
Была еще одна страна, где европейские неудачи толкнули производство вперед - Российская империя.
Мы уже говорили о двух лютье - Батове и Краснощекове. Несомненно выдающихся, но, сожалеем, одиночек. За ними появились еще две гениальные фамилии - Архузена и Пасербского. Но и они - не вышли на большой рынок. У Архузенов - было небольшое семейное дело, в котором участвовали отец и два сына. Все трое - одареннейшие лютье. Роберт Архузен, к примеру, первым в России стал делать гитары с четырьмя деками. Он любил эксперименты.

В общем и целом, срочно понадобились люди - с мощным предпринимательским талантом. Которые смогли бы поставить гитары на конвейер и пустить их в народ. Чтобы гитары стоили не как инструменты Батова, на которые можно было купить целое имение. Чтобы они были не совсем ширпотребом, но доступными - были.

Мы уже поминали Шиховскую артель, в деятельности которой принимал активное участие мастер Краснощеков. Но что такое артель? Артель - это объединение сельских жителей на основе «мира» или «круговой поруки». В артели все были связаны друг с другом - и трудности одного перекладывались на плечи всех членов артели. Выражение «пойти с рукой (сумой) по миру» - отсюда и пошло. Если член артели беднел, он протягивал руку - и шел по всем ее участникам. Ему помогали. Хорошо ли это было? Иногда - просто отлично. Но часто - плохо, потому что члены артели очень неохотно отпускали своих людей в частное предпринимательство. Каждый был винтиком в общем механизме. Нужна была новая форма предпринимательства - мануфактура, где был бы один владелец, который нанимал бы рабочих по индивидуальному договору. С правом свободного выхода, конечно. Хочешь работать - работай. Не хочешь - гуляй. И такие артели в России появились.

Гитары, дошедшие до нас с надписанием: Мюллер, Дубинин, Томашевский, Циммерман, Куликов и т.д. - часто принимаются за работы отдельных мастеров. Это не так. И Циммерман, и Мюллер, и все остальные - были фабрикантами. Они не делали гитары, но давали работу другим мастерам. Качество поточных гитар, разумеется, уступало мастеровым, но было вполне удовлетворительным, а главное - гитары стали доступными по цене. Начало активной деятельности музыкальных мануфактур в России приходится на вторую половину XIX века, т.е. как раз на время глубокого кризиса гитаростроения в Европе. И чем дальше к веку двадцатому, тем больше было мануфактур.

У фабричных гитар был один (но не единственный) несомненный плюс - их цена выгодно отличалась от цены штучного мастерового инструмента. Например, за гитару Батова - можно было купить свободу крепостному крестьянину или небольшое имение. При таких обстоятельствах - гитары становились от народа настолько далеко, что приобретали качества элитарности, а такую ситуацию никак нельзя было назвать нормальной. Во Франции и в Австрии - гитары тоже не были особенно дешевыми, но доступными - были. В России положение исправили мануфактуры - за что им честь и долгая народная память.

11. Современные фабричные гитары.
Описанные схемы Z, W, X полноценно существуют только в табличках по истории.
На деле - современные производители перемешали эти схемы по собственному желанию, а главным образом - ради удобства производства. Заводская технология - обязательно конвейерная (иначе она не была бы заводской). А на конвейере, к примеру, невозможно сделать полноценный неразборный испанский клец. Что же делать?

Придумали так. Совместили испанскую схему, вчистую ее скопировав, с одним отличием - гриф, все же, стали вклеивать по австрийской технологии, т.е. ласточкиным хвостом. У испанки гриф не разделен - он продолжается внутрь корпуса. Современные «китайские испанки» - ставят внутрь австрийский клец, т.е. отдельный брусок, но делают его в форме испанского сапога. Сверху в него вклеивают гриф по австрийской технологии. Внешне - этого заметить практически невозможно. Нужно быть мастером, нужно знать, где и что искать. Внешне это - испанский гриф. Страдает ли от этого звук? Наверняка. Места склейки гасят звук. Но тут уж ничего не поделаешь. Это издержки заводского производства.



Вот они - гибриды. Гитары доктора Франкенштейна. Необычно видеть на дредноуте со схемой X - испанский сапог. Мартин так не делал и так не учил делать. А вторая гитара - вроде бы испанской конструкции, веер на своем месте, но клец - австрийский. Это псевдо-испанка, заточенная под непрерывный конвеерный цикл завода где-то в Кантоне.

Европейцы тоже сделали испанку, но свою испанку. Они полуподтвердили-­­полусогласились, что гитара Торреса - лучше старой венской. Приняв без изменений пропорции корпуса, схему пружин веером, они, все же, оставили венский клец, в который вклеивают гриф своим старым способом ласточкиного хвоста. Кроме того, немецкий веер - не испанский веер. Немцы, с выражением усталости от чужого счастья, стали жестко закреплять пружины в контробечайку, отчего их испанские гитары стали звучать с сильным немецким акцентом. Там шкворчат колбаски, там все стабильно и предсказуемо, а в дальней комнате - мягко горит настольная лампа. Как бы то ни было, у испанок немецкой сборки - полно поклонников. Это очень спокойные гитары, за которые не страшно в плане сохранности и от которых не нужно ждать замысловатого звука.

Тем, кто хочет настоящую испанку - нужно ехать в саму Испанию, в Альмерию, в теплые семейные мануфактуры. И приготовить, к слову, тысячи и тысячи евро. Вместо сотен - за (псевдо)испанку заводскую.

12. Pickguard.
Пикгуад.
Или пикгуард. Или пикгвард. Или пикгард. Называйте, как милее ушам. Все равно при нашем русском произношении не выговорить термин правильно. Англоязычные, к слову, тоже приспособились, как умели - половину букв они съедают, а другую половину умножают поперек.
А есть еще гольпеадор.
А дворовые гитаристы говорят о «капле».

Что же это такое у некоторых гитар под резонатором? Почему такие разные имена при очевидно одинаковом предназначении? И почему автор вывел в название именно pickguard?

Разгадка проста. Пикгард - понятие более широкое, а гольпеадор - более специальное и входит в первый названный термин. Pickguard - в подстрочнике - щит от царапин. Любой щит от царапин, в том числе, от царапин от игры приемом «гольпе» - резкого удара по струнам. Испанцы любят прием «гольпе» и привычно называют пикгард гольпеадором.

В тридцатых годах XIX веке Париже был знаменит Фернандо Сор - гитарист-виртуоз. Он сотрудничал с Дионосио Агуадо и, вероятно, надоумил его превратить гитару камерную в гитару сценическую. А еще у него учился Наполеон Кост. Говорят, что Кост даже превзошел Сора. Так ли это - нам уже не узнать, но из дошедшего известно, что Коста называли первым гитаристом Франции.



Гитара мастера Лакота по заказу Наполеона Коста. Первый в мире пикгард.

Исторически, Сор, Кост и Лакот - родители пикгарда. Никаким фламенкистом- гольперистом Кост не был, но дека его гитары прямо разрушалась от другого исполнительского приема - от опоры мизинца на деку. Синтетических лаков еще не изобрели, гитары рядили природным шеллаком, который отлично стирался, открывая проплешины.

Куда идти гитаристу? Конечно же, к главному лютье Парижа.
Лакот - гениальное имя. Этот мастер сделал для гитары столько, сколько не переделать всем китайцам за век. Это он сделал корпусы большими, это он внедрил косточку в подставку, он экспериментировал с резонаторами, да так лихо, что до последнего времени мы и не знали, почему на некоторых его гитарах - голосник не только спереди, а еще и сзади, на нижней деке. Сейчас-то, конечно, узнали и поняли. Подробнее о Лакоте мы поговорим в главе, посвященной Франции.

Названия "пикгард" еще не было. Наполеон Кост говорил о "et une petite tablette en érable" (маленькой кленовой планке на деке), "pour poser le petit doigt de la main droite" (чтобы упереть мизинец правой руки). Позже европейские гитары проникли в Испанию, с ними проникла рекомая планочка, превратившаяся там в пикгард, а еще чуть позже - в гольпеадор.

В общем и целом, названия разнятся, смыслы множатся, но основное предназначение знакомой нам пластиковой наклейки под голосником - защита.
Та самая guard, гвардия.



Пикгарды на современных дредноутах фирмы Мартин.

13. Вырез.
Cutaway.
Произносят, кто во что горазд: кутавей, катавей и даже кетевей. Испорченный телефон - наша старинная забава.
Кáт’эвéй, конечно. Так правильно. С двумя ударениями. Слово cutaway - отглагольное от to cut away - буквально: отсекать (что-либо).
В советском гитарном производстве пользовались терминами «вырез» или «сегмент». Ровно до тех пор, пока англоязычное слово не стало общепринятым и понятным без перевода.

Откуда пошла мода на гитарный вырез - сказать сложно.
Наши историки гитары об этом молчат, а иноязычные - печатают одно и то же, со ссылками друг на друга. Мол, впервые катэвей появился в XIX веке - у французского мастера Georges Warnecke. Мы пересмотрели множество гитарных форм - от конца XVIII до начала XX веков - и не нашли ни одной с вырезом.

Общим местом стало признание, что, вероятнее всего, сегментирование корпуса - пришло в мир акустических гитар - в середине прошлого века от гитар электрических, где вырез был просто необходим, по специфике игры на таких инструментах, где нет характерного для классики ведения двух мелодических линий. Для соло-электрогитариста важен доступ выше 14 лада. Для классических гитар - такой доступ менее важен, т.к. ведение басовой и мелодической линий одновременно - практически исключает повышение тесситуры выше 12 лада. Но люди любят катэвей, несмотря ни на что. Эстетическая составляющая - главное в такой беззаветной любви. Гитара с вырезом выглядит стильно.

Систематизация гитарных вырезов очень простая.

Есть Venetian cutaway, венецианский катэвей (округлый) и есть Florentine cutaway, флорентийский катэвей (острый).



К Венеции и Флоренции оба сегмента имеют опосредованное отношение. Мы не знаем точно, какие именно аналогии возникли у автора такого разделения. Венецианский и флорентийский стили, хотя и существуют - и в архитектуре, и в одежде, и в живописи - никак не указывают на специфику гитарных вырезов. Нужно признать такое разделение искусственным и чисто техническим. Кроме того, в двух видах катэвея различают подразделы. У законодателя гитарных мод - фирмы Taylor - есть дополнительный подпункт soft-cutaway, означающий отсутствие (или сильное смягчение) «рога». Софт-катэвей может быть и венецианским, и флорентийским.



Квадратный вырез и софт-флорентийский вырез.

Еще есть squared-off cutaway, т.е. «квадратный» катэвей, характерный больше для цыганских гитар типа Selmer.
Double cutaway, двойной катэвей - существует, скорее, в теории инженеров акустических гитар.



Двурогое издевательство над здравым смыслом.

Он очень распространен в среде электрогитар (форма стратокастера - обязательно двурогая), но в мире акустики - музейная редкость из серии «принцип пошел на принцип». Он просто не нужен и смотрится скорее забавно, чем красиво.

Рассказывать о способах выполнения катэвея - безнадежное дело. Сколько мастеров - столько и способов. Кто-то жестко укрепляет вырез, кто-то нет. У энтузиастов - есть даже специальные цулаги под корпус с сегментом. Большинство - обходятся без них.

Конечно же, любое поползновение на целостность корпуса - не оставляет звук без изменения. Катэвей ухудшает звук, хотя и не так трагично, как об этом принято думать. Хорошая гитара будет звучать хорошо и с сегментом. И уж точно, вряд ли кто в слепом тестировании различит - что там у гитары с корпусом. Как бы то ни было - гитаристы-классики стараются не использовать гитары с катэвеем. Это моветон. Зато такие гитары - идеальны для подключения. Большинство эстрадных гитар с сегментом - и классического типа, и вестернов - имеют темброблоки.

Теоретик занимается просчетом возможностей, практик - зажигает уличные фонари, а философ понимает, что теоретики, практики и фонари - просто феномены, чье существование оправдано самим фактом существования - и ничем иным. Если появилась дорога, значит ее сначала топтали звери, потом утюжили люди, а после - дорога закончилась городом. И все это вместе - единый неизбежный процесс, с которым спорить так же хорошо, как спорить с ураганом. Из перечисленных конструктивов - нет лучших. Каждая гитара соответствует цели. Или к цели ведет. А значит - должна существовать, как существует солнце, восходом которого мы довольны совсем не каждое утро.

торрес, агуадо, панормо, пахес, лакот, мартин, история гитары

Previous post
Up