Публикация о Дине Верни
http://mi-ze.livejournal.com/#entry_289142вызвала вопросы.
- Почему Дина отказала Брекеру в просьбе посодействовать организации его персональной выставки, несмотря на то, что он вызволил ее из тюрьмы?
- Почему Майоль завещал Дине все свои скульптуры и права на них, оставив семье только скромную недвижимость?
Постараюсь найти ответы на эти вопросы. И хотя мне было интересно разбираться со всей этой историей, и я узнала много нового - но чтобы я еще раз когда-нибудь взялась за дайджесты!
Арно Брекер - немецкий скульптор, любимец Гитлера, член нацистской партии с 1937 года.
Брекер попал в поле зрения Гитлера при оформлении Имперского стадиона, после присуждения ему серебряной медали от комитета олимпийских игр 1936 года за статуи «Десятиборец» и «Победительница».
Идеалом Брекера была греческая обнажённая скульптура, он использовал известных немецких спортсменов в качестве моделей. Этот идеал полностью совпадал с потребностями нацистов. В глазах Гитлера именно древнеантичный идеал воплощал германский дух «нового человека», создаваемого Третьим рейхом.
В ХХ веке, в период тоталитарных режимов, отношение к культуре Сталина и Гитлера, Франко и Муссолини было одинаковы. Некоторые мастера скульптуры этих стран, работающие в стиле античности, поднялись в зенит славы и стали богаты благодаря почестям и благам, которыми осыпали их диктаторы. Евгений Вучетич, Вера Мухина, Заир Азгур, Иван Шадр в сталинском СССР и Арно Брекер, Йозеф Торак, Йозеф Вакерле, Фриц Климш в гитлеровской Германии.
В своих воспоминаниях Брекер описывает встречу с наркомом иностранных дел СССР Вячеславом Молотовым, находившимся в Берлине в 1940 году. «Он спросил меня, готов ли я выполнить в России монументальные работы по заказу Сталина: «Ваши работы произвели на нас впечатление. Сталин - большой почитатель вашего творчества. Ваш стиль вдохновит и русский народ, он его поймёт. Нам не хватает скульптора вашего значения».
По заказу Гитлера Брекер создал скульптуры "Партия" и "Вермахт", обрамляющие здание имперской канцелярии
Эти фигуры стали символами нацизма.
"Триумф", конец тридцатых. Гладкие поверхности, прямые линии и углы снаружи, прямые линии внутри.
Фашист, это видно - но скульптор хороший, ничего не скажешь.
С тех пор для Брекера не было ограничений ни в чем. Гигантские мастерские, неограниченное финансирование, использование труда привезенных рабов, любые материалы из оккупированных стран...
Фотография Гитлера, прогуливающегося по оккупированному Парижу в компании клевретов, в число которых входил и Брекер, стала символом нацистского захвата Франции.
В 1940 году Брекер стал вице-президентом Имперской палаты по делам культуры. Председателем палаты Гитлер назначил Геббельса.
Пятиметровая статуя Брекера «Готовность» в виде обнажённого атлета с мечом в руках украшала зал нацистского партийного съезда в Нюрнберге в 1939 г.
В 1937 году Брекер создает портрет Йозефа Геббельса, героизируя его внешность.
Некоторые исследователи назовут хамелеонским это свойство Арно Брекера - приукрашивать портретируемых.
Официальный портрет Гитлера («Вождь»), созданный Брекером, воспроизводился в Германии огромными тиражами. Портрет выделяется особой выразительностью и неоспоримым сходством. В соответствии с нацистской пропагандой дается возвеличивание вождя, его устремленность в будущее, суровая одухотворённость. Никаких сомнений в верности своего пути!
И вот для сравнения художественной манеры - автопортрет Майоля. Какая глубокая внутренняя жизнь.
По просьбе
sova-f добавляю "Помону", фигура 1910 года, для которой позировала жена Майоля в молодости. Майоль создал воплощение аллегорического мотива плодородия. Это одна из четырех фигур, исполненных по заказу известного коллекционера И.А. Морозова для его особняка на Пречистенке. Они являлись частью украшения Белого зала, включавшего декоративные живописные панно Мориса Дени. Сейчас - в Москве в музее Пушкина.
Если кликнуть на эту фигуру -
http://www.newestmuseum.ru/data/authors/m/maillol_aristide/sk_240/index.php - можно увидеть крупно лицо.
А вот - не могла удержаться, чтобы не показать.
"Орфей и Эвридика" называется. Такой себе мужественный, истинно арийский, не знающий сомнений Орфей. О чем он поет, интересно?
Что-то до боли родное и знакомое в этих фигурах, не находите? Впрочем, как и во всех, помещенных выше. Фашизм - он и есть фашизм. Что немецкий, что советский.
В июле 1940-го Брекер получил в подарок от Гитлера на своё 40-летие подарок - поместье Йекельсбрух, которое вместе с замком размещалось возле реки Одер, к востоку от Берлина. Замок был построен в XVIII веке для императора Фридриха Великого. Финансирование для реставрации замка выделили Гитлер и Шпеер. В замке установили специально созданную мебель, ковры и гобелены, и, конечно, всех впечатлял сад, где работы Брекера соседствовали с работами Огюста Родена.
В своих резиденциях Брекер собрал большую коллекцию искусства, как старых мастеров, так и французских современников, таких, как Вламинк, Дерен, Пикассо, Леже. Модернистские работы в его коллекции были выражением элитарного статуса Брекера в Третьем рейхе (на Брекера не распространялись запреты на хранение предметов «дегенеративного искусства»).
В автобиографии 1972 года Брекер пишет, что всегда с большим пониманием относился к внешней политике национал-социалистов. Он признавал убедительными причины, побудившие Гитлера к завоеванию территорий на Востоке. Понятно, что было нужно «обеспечить жизненное пространство, необходимое каждому народу для его существования», чтобы немецкий народ больше не страдал от голода, как в Первую мировую войну. 1 мая 1937 года Брекер вступил в фашистскую партию НСДАП. В 1944-м Лени Рифеншталь снимает о нём фильм.
«Время от времени меня приглашали на завтрак в Рейхсканцелярию. Часто я сидел за столом напротив Гитлера», - писал Брекер в своих мемуарах. У Брекера была установлена прямая линия телефонной связи с штаб-квартирой фюрера.
16 октября 1937 года Брекер женился на гречанке Деметре Мессале, бывшей модели Майоля, с которой он уже почти десять лет жил вместе.
В 1942 году по приглашению правительства Виши Брекер организовал крупную персональную выставку в музее «Оранжери» в Париже.
Маньолю в его тихий Баньюльс пришло, конечно, приглашение на открытие выставки - ведь Брекер называл себя учеником Майоля. Поразмыслив, Майоль принял это приглашение. Он не только пришел туда, но и пригласил на открытие ван Донгена, Кокто, Жана Маре, Сергея Лифаря, Дерена. Ради такого случая он даже сменил привычные мешковатые штаны на костюм-тройку. И ладно бы только обрадовался друзьям, с которыми не виделся с начала войны, но он открыл рот и прилюдно похвалил искусство Брекера, а затем даже согласился сфотографироваться с нацистами - с гауляйтером Заукелем, генералом Шаумбургом, генералом Абетцем.
Дине было известно, что в Баньюльсе Майоля неоднократно посещали эсэсовцы, хвалили его и передавали, что им восхищается сам фюрер. Более того, памятник павшим в Первой мировой войне, созданный Майолем, фюрер приказал покрыть защитным слоем, чтобы его не повредило в перестрелках.
Дина описывает их ссору с Майолем таким образом.
Я была в бешенстве.
- Ты ничтожество и предатель! - заявила я Майолю.
Аристид оправдывался. .
- Как ты мог поехать туда? И еще думаешь после этого продолжать со мной отношения?- я кричала, топала ногами и наступала на него так, что тот, испугавшись ее бешенства, попятился.
- Я чувствовал почему-то, что надо поехать… К тому же Брекер в самом деле не бездарен...
Интуиция Майоля и в самом деле была обостренной. Умоляя Дину уехать с ним в Байюльс, он рассказал о своих снах, где она тонула в воде. И в самом деле, в тюрьме Френ Дину, пытая, погружали головой в воду. Когда Дина в 1945 году собралась в гости в Париж, он просил ее не ездить и даже спрятал ее туфли. Дина все же поехала, а Аристид попал в автомобильную аварию и не выжил.
Интуиция Майоля пригодилась и на этот раз. Когда Дина второй раз попала в тюрьму и, измученная пытками, хотела только одного - умереть - Майоль смог обратиться к своему ученику Брекеру и тому, с его нацистскими связями, удалось освободить Дину поверх французской полиции.
Другая версия появления Майоля на выставке Брекера говорит, что этого разговора быть не могло, так как во время выставки Брекера в Париже, 1 мая 1942 года, Дина уже была в тюрьме. Узнав, что Париже Дина уже во второй раз арестована и находится в тюрьме Френ,Майоль впал в отчаяние. Обычно тихий и застенчивый, он даже впервые в жизни поколотил свою жену Клотильду, выразившую недвусмысленную радость по поводу исчезновения Дины.
Брекер, личный скульптор Гитлера, устроил выставку своих работ в столице Франции не в поисках признания, нодля того, чтобы прославить средствами искусства «арийский идеал» Третьего рейха. Но Брекеру требовалось доказать, что этот идеал добровольно принят французской элитой.
Когда к нему обратился самый знаменитый французский скульптор и попросил содействия в освобождении своей еврейской модели, Брекер вмешался. Тем самым он заслужил признательность патриарха. Но и тот должен был что-то сделать в обмен на дорогую услугу.
У Майоля была одна цель: во что бы то ни стало выручить Дину, вот он и приехал в Париж. И, оказавшись на выставке, заявил, что восхищен искусством Брекера. Вероятно, он понимал, что впоследствии может поплатиться за это, но спасти Дину было для него важнее.
История - такая штука, что почти никогда не может показать однозначную правду. Как говорится, "прошлое непредсказуемо". Любые документы могут быть сфальцифицированы, что уж говорить о свидетельствах очевидцев! Во всяком случае, Майоль был на этой выставке Брекера, одобрительно отзывался о его произведениях и фотографировался с фашистами вместе с другими художниками.
После освобождения Дины из тюрьмы она два года прожила в доме Майоля. Он не отпускал ее от себя ни на шаг, спешил закончить свою главную скульптуру «Гармония». Мадам Клотильда, увидев воскресшую Дину, сначала перекрестилась, словно та привидение, потом в сердцах плюнула в ее сторону. Арно Брекер позднее обнародовал адресованное ему письмо Клотильды Майоль: «С тех пор как Дина исчезла, я сплю спокойно. Слышала обрывки разговора Майоля с кем-то, будто бы вы должны вернуть Дину. Ничего не предпринимайте, чтобы ее спасти!»
Мадам, как называла ее Дина, не в первый раз устраивала Майолю скандалы в мастерской.
За несколько лет до войны как-то днем обнаженная Дина стояла на специальной подставке и, скучая, глядела в окно. Сеанс длился уже третий час подряд. Вдруг какая-то полная дама ворвалась в мастерскую. Дина от неожиданности чуть не упала с подставки. Майоль раздраженно отбросил резец. Уперев руки в бока, дама в упор разглядывала Дину, а потом начала что-то орать на каталонском наречии. Крикливая дама была не кто иная, как жена Майоля Клотильда.
Ревность Клотильды была широко известна в кругу художников, она отравляла жизнь Майоля почти тридцать лет. Когда-то давно художник взял ее из деревни мастерицей для вышивки гобеленов по собственным эскизам, а позднее сделал своей главной моделью. Оказывается, Дина множество раз видела молодую мадам в работах Майоля, но не узнавала ее. Что с человеком делает время! К девяноста годам и Дина станет совершенно неузнаваемой заплывшей жиром женщиной.
Художник не может творить без натурщицы, а мадам была ревнива как тигрица и не желала терпеть в мастерской мужа посторонних женщин.
Вероятно, основания для ревности у мадам были - художник, натурщицы - но Клотильда превратила жизнь Майоля в ад.
Чего стоила история с последней - за несколько лет до Дины - моделью Майоля Люсиль Пассаван. Застав ее, так же как вот сейчас Дину, в мастерской, мадам выгнала девушку скалкой, а потом разгромила всю мастерскую: добралась до сохнувших полотен и порвала их, посшибала головы скульптурным образцам - в общем, неистовствовала, как настоящая фурия. Только такой сдержанный человек, как Майоль, мог это стерпеть.
Несколько лет после разгрома мастерской он не мог лепить, только писал.
Унять Клотильду могло только одно - угроза лишения наследства. В тот раз, услышав от Аристида эту фразу, она немедленно ушла из мастерской. Но сейчас, когда Майоль пережил такой тяжелый многомесячный стресс тревоги и боли, видеть это жестокое отношение к Дине было для него непереносимо. К тому же, Брекер рассказал о письме Клотильды. И Майоль окончательно решил оставить Дине все наследство, свои работы и права на них. Жене и сыну он оставил дом в Баньюлисе.
Надо думать, Майоль отдавал себе отчет, сколь многим он рискует, прибыв на парижскую выставку в 1942 году и демонстрируя свое одобрение нацистской затеи. Но иного выхода не нашел, выбрав, как ему казалось, наименьшее зло.
Иначе на это посмотрели все те, кто ненавидели пособников оккупантов. Жажда расплаты двигала людьми, которые разгромили его студию в Марли-ле-Руа - ту самую, куда к нему впервые явилась юная Дина.
Гибель скульптора представили как трагическую случайность. Сообщение, опубликованное по горячему следу, гласило: следуя к своему другу, художнику Раулю Дюфи, в окрестностях родного города Баньоля тяжело пострадал в автомобильной катастрофе Аристид Майоль. На его «Ситроен» рухнуло дерево.
Два дня он пробыл в больнице - врачи пытались его спасти. Говорить Майоль не мог, только водил по бумаге одеревеневшими пальцами. Дине отдали эти каракули, на листке было выведено, словно рукой ребенка: «Прощай, Диди».
Он был убит Сопротивлением, написано в американской монографии Дэвида Прайс-Джонса. Это, хотя и с оговоркой, подтвердила под конец жизни сама Дина.
Сентябрь 1944-го - самый разгар «чистки» - вакханалии мести и политических убийств, охвативших и французский Юг. В окрестностях Баньоля как раз действовала группа Сопротивления. Но никто так и не взял на себя ответственность за террористический акт.
Что касается Брекера.
Незадолго до начала наступления советских войск на Берлин, при содействии Альберта Шпеера Арно Брекер бежал из своего поместья Йекельсбрух в Баварию, сначала в замок Лейтштеттен у Штарнбергского озера, затем в замок Буххоф в общине Перха и, наконец, в Вемдинг.
После войны в Германии проводилась персональная денацификация.
Осенью 1945 года он был приглашен в главный офис американской службы СИС, занимавшейся следствием по делу нацистских преступлений. Ему предложили публично покаяться, чтобы облегчить свое будущее.
Член НСДАП, вицепрезидент Имперской палаты, заместитель Геббельса, Брекер пожал плечами: «Можете ли вы объяснить мне, в чем должно заключаться покаяние? Я никогда не занимал никакой политической должности, а был просто скульптором». Похоже, американцы не склонны были особо копаться в его деле.
Благодаря свидетельству Дины Верни Брекер был признан не нацистским преступником, а всего лишь попутчиком, и ему удалось избежать Нюрнбергского суда.
Но когда всего через три года после окончания войны Брекер попросил ее о содействии в устройстве персональной выставки, она отказала. Память о его фашистских заслугах была еще слишком свежа.
Работы Брекера из берлинского ателье, оказавшегося в американской оккупационной зоне, были переданы на хранение Этнографическому музею в Далеме.
Йекельсбрух находился в советской оккупационной зоне. В 1949 году около 15 бронзовых скульптур и один барельеф были вывезены из Йекельсбруха в Потсдам, а поздней осенью 1950 года расплавлены. Две скульптуры «Провозвестник» и «Призвание» из ателье в Йекельсбрухе были позже установлены в Эберсвальде на стадионе 20-й армии Группы советских войск в Германии. 28 апреля 1945 года незадолго до взрыва замка Геринга Каринхалл статуи Брекера «Эос», «Грация» и «Ступающая» были сброшены в Большое Дельнзее. В 1990 году полицейские аквалангисты подняли их со дна озера.
Скульптуры «Десятиборец» и «Победительница» в Спортивном форуме Олимпийского комплекса оказались в британской оккупационной зоне Берлина и остались нетронутыми.
После освобождения Франции 34 скульптуры, представленные на парижской выставке 1942 года, как были конфискованы новым французским правительством как "собственность неприятеля",, где он обосновался в 1949 году. "Дюссельдорф - моя первая любовь", - говорил он.
Жизнь в послевоенной Западной Европе, восстанавливавшейся из руин, отличалась развитием абстрактного и модернистского искусств, которые при нацизме считались "дегенеративными". Реалистическое искусство ассоциировалось с официальной нацистской эстетикой. Создание неоклассических обнажённых статуй в ФРГ стало считаться едва ли не полузапрещённым жанром.
Однако, многие политические деятели, как раньше нацисты, увидели отражёнными в его работах свои идеологические убеждения. В частности, Сталин в 1946 году через американского скульптора повторил свое довоенное приглашение. Но Брекер отказался. "Одного диктатора с меня хватит", - сказал он. Попади Брекер в советскую зону оккупации, никто бы его и спрашивать особо не стал.
К началу 1950-х годов Брекер снова стал одним из самых востребованных и высокооплачиваемых скульпторов. Он выполнил также портретные бюсты Жана Кокто (1963), Жана Маре (1963), Людвига Эрхарда (1973), Сальвадора Дали (1975), Конрада Адэнауэра (1979), Эрнста Юнгера (1982) и др.
В 1980-1985 гг. под Кельном был создан «Музей Арно Брекера».
Арно Брекер умер 13 февраля 1991 года в Дюссельдорфе и был похоронен на Северном кладбище города.
Источники:
https://evreimir.com/99448/majol-i-dina-2/http://7days.ru/caravan/2013/10/dina-verni-naturshchitsa-velikogo-mayolya-i-otvazhnaya-partizanka/24.htmhttp://propagandahistory.ru/216/Monumentalnaya-propaganda-Tretego-Reykha--Arno-Breker/"Брекер, Арно" Википедия