Oct 31, 2014 15:19
Намерение передать ряд градостроительных полномочий Ижевска и Завьяловского района республике, озвученное Главой УР, наделало много шума. Спорным это намерение считают как в кругах, близких к Администрации Ижевска, так и в кругах общественности, считающих разделение властей одним из "китов" современного демократического государства. И, поскольку А.В.Соловьёв в качестве аргумента в пользу такого решения обозначил растущее недовольство горожан градостроительными решениями, проиллюстрировав это ситуацией с бульваром Гоголя, ко мне лично стали обращаться люди с просьбой прокомментировать такое решение. И даже - с обвинениями. Что, де мол, именно защитники бульвара Гоголя виноваты в том, что "город" лишается возможности осуществлять свои градостроительные права. То есть, виноват не тот, кто создаёт проблему, а тот, кто её озвучивает и пытается решать. И пусть отвечает за это))
Хорошо, я отвечу. То есть - проясню своё отношение к происходящему.
Всех напугало вмешательство государственного органа в местные дела. Вдруг все вспомнили про "местное самоуправление" . Причём заговорили о нём так, как будто бы оно когда-то у нас было по факту, а не по бумагам. Как будто бы прежний глава республики не вмешивался в застройку города, иногда - весьма сомнительными проектами (такими, как вырубка половины парка Кирова ради зоопарка вопреки протестам экологов, "оголение" набережной пруда ради "как-в-ницце", строительство бассейна на территории Троицкого кладбища и т.д.. Кстати, проект сквозного проезда через бульвар Гоголя для строительства банка - это тоже был "волковский" проект, реализацию которого жителям удалось остановить в 2012 году). Объекты республиканского значения всегда были вне поля местного влияния, и никого это не смущало почему-то.
Теперь о "местной политике". Может, у нас в городе Ижевске, есть такие инструменты местного самоуправления, как прямые выборы Главы города? Или - право на проведение городских или микрорайоных референдумов по важнейшим для жителей вопросам? Или - у горожан есть возможность отозвать своих депутатов из Городской думы? Или - через своего депутата осуществить право "вето" в отношении заведомо плохого градостроительного решения?
Напоминаю, что, согласно Конституции РФ, "местное самоупавление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью" (ст.130). Вопрос - кто решает в городе Ижевске, как именно распоряжаться городской землёй, городскими лесами или реками? Неужели население?
Нам любят говорить в Администрации, что "есть же публичные слушания, приходите и высказывайтесь". И добавляют при этом: "правда, результаты публичных слушаний носят рекомендальный характер".
Приведу пример из последнего. О точке, которая может стать "горячей" уже в ближайшее время. Очень горячей. Это - лес вдоль улицы 10 лет Октября (за "Омегой"). На публичные слушания пришли и эксперты, и активные горожане. Горячо и убедительно доказывали, что десятки гектаров леса в центре города не должны вырубаться, что город уже задыхается. И что? Людям сказали, что "они там не живут, поэтому их мнение не может быть внесено в протокол слушаний". И действительно - в лесу живут белки, птички, ёжики. Никаких людей. Результаты публичных слушаний: "За" - 0 голосов. "Против" - 0 голосов. Решение о внесении изменений в ПЗЗ принято. Не будет больше городского леса в этом месте, а будет огромный жилой микрорайон. А "под шумок" - ещё один торгово-офисный центр, который очень бы хотели построить владельцы "Омеги".
Так кто в городе решает вопросы местного значения? Почему-то представляется, что решения принимаются узким кругом частных лиц, получивших рычаги власти совершенно без нашего ведома. И всегда - "келейно", в закрытом режиме. И часто - не в интересах населения, а в интересах своих друзей и близких. В городе хозяева сегодня - застройщики из числа "близкого круга", которым позволено буквально всё. Любой из нас может с утра проснуться и увидеть в двух метрах от своего окна возводимые стены очередного ТЦ (как это случилось с жителями дома на ул.Красноармейской, например). Отменено даже то старое минимальное правило, требуюшее от застройщика (в ситуации с "уплотнительной застройкой") письменно согласовывать проект с жителями ближайших домов!
Это - не самоуправление, а самоуправство. И мы, жители, стали заложниками этого самоуправства. Но в любой системе должна существовать "защита от дурака". Такой защиты от дураков (коррупционеров, жуликов) в виде институтов самоуправления, гражданского общества мы в современной России так и не смогли создать. И оказались беззащитны перед произволом. В этом ощущении беззащитности у людей включаются традиционные механизмы защиты своих интересов - от старых русских ("вот приедет барин, барин нас рассудит"), до советских ("у любого начальника есть начальник повыше"). Защита от произвола видится через укрепление вертикали.
Да, мы опять идём по этому печальному кругу ("россияне не готовы к демократии, поэтому порядок будет организован сверху"). Опять придётся уповать не на самих себя, а на "политическую волю". В этом - огромные риски.
Но в этом есть и огромный шанс. Общаясь с Главой республики лично, а также с представителями его аппарата, по поводу градостроительных проблем в Ижевске, мы убедились, что "передача полномочий" в понимании республиканской власти сегодня - это совсем не то, что Соловьёв будет указущим перстом показывать на карте Ижевска, где поставить баню, где - магазин, а где - брусчаткой заложить. Все эти вопросы останутся на местном уровне. Но, как хочется надеяться, они будут решаться уже по другим правилам. Вот какими будут эти правила - этим и должна заняться "республика".
В передаче градостроительных полномочий лично я вижу две важных базовых идеи. Во-первых, это готовность госудраственной власти разделить с "городом" ответственность за Ижевск как столицу республики, за его развитие именно в этом статусе.
Во-вторых, это идея создания инструментов балансировки интересов в целях устойчивого развития города. Именно в этих целях при Главе в данное время формируется Градостроительный совет (на общественных началах), куда войдут и представители активных общественных групп, и представители строительных компаний, и эксперты-экологи, и эксперты-архитекторы. Не думаю, что этот Совет будет решать, кому отдать тот или иной участок земли, или кому выдать разрешение на строительство, а кому - отказать. Скорее всего, этот орган будет вырабатывать некие базовые подходы к развитию городской (столичной) территории, создавать инструменты профилактики градостроителных конфликтов, восстанавливать обратные связи между населением и властью, формировать параметры диалога между заинтересованными группами.
И эти две идеи и могут стать основой нового подхода к планированию городской территории в Ижевске. Иначе говоря, у нас есть шанс начать выстраивать то самое самоуправление, о котором гласит Конституция РФ, с помощью органов государственной власти. То есть - выстраивать необходимые институты. Почти с нуля. Такая вот "демократия сверху". Хочется надеяться, что в такой совместной работе все чему-нибудь научатся. Застройщики - социальной ответственности, общественность - основам градостроения и планирования, власть - умению слушать и понимать общество. Видно, что такое желание есть. И надо этот шанс не упустить. Это - последний шанс для города Ижевска по выходу из градостроительного тупика.
.
градостроительные полномочия,
А.В.Соловьёв,
Ижевск,
местное самоуправление