Дарья ПЕТРОВНА Салтыкова - НЕ Салтычиха.

Oct 16, 2021 22:51

Я заметила, что в Интернете прочно укрепилась дезинформация относительно Дарьи Петровны Салтыковой. Портреты Дарьи ПЕТРОВНЫ показывают в Интернете как изображение лютой помещицы-садистки Салтыковой Дарьи НИКОЛАЕВНЫ, прозванной Салтычихой.

Графиню Дарью Петровну Салтыкову изображали выдающиеся художники 18-го века Франсуа-Юбер Друэ, Элизабет Виже-Лебрён, Августин Христиан Ритт, а Дарью Николаевну (Салтычиху) - никто.

Путаницу можно объяснить: обе жили и родились в одно время (Дарья Петровна помоложе Салтычихи на 9 лет), обе приходились друг другу дальней роднёй, обе жили в Москве, имена и фамилии имели одинаковые, умерли с разницей в один год. Разница у этих женщин лишь в отчествах и в том, что прижизненных портретов Салтычихи не существует (да и посмертных тоже). Эта душегубка, хоть и была богатой помещицей, не удосужилась заказать свой портрет, видимо, была сильно занята истязанием крепостных девушек.



Франсуа-Юбер Друэ. Портрет графини Дарьи Петровны Чернышевой. Создан в 1762 году в Париже. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Дарье Петровне на портрете 23 года.

Графиня Дарья Петровна Салтыкова родилась 20 сентября 1739 года в семье русского посла Петра Григорьевича Чернышёва, который в то время служил у принцессы Анны Леопольдовны Брауншвейг-Люнебургской. Об этой семье я писала здесь.

Дарья Петровна была второй дочерью Чернышёвых (после Анны). В 1841 году, когда Чернышёва перевели послом в Берлин, родилась сестра Дарьи - Наталья (в замужестве Голицына), послужившая в будущем прототипом пушкинской Пиковой дамы. После службы в немецких землях Чернышёв был послом в Лондоне, затем в Париже, а в 1763 году был отозван с дипломатической службы и вернулся с семьёй в Петербург.

Его дочери, в частности, Дарья, родившись и живя за границей, получили блестящее по тем временам воспитание, которое поставило их в ряд образованнейших русских женщин конца XVIII века. Они «обладали изысканными манерами, светским лоском, свободно владели четырьмя языками», правда, плохо говорили по-русски.

Дарья Петровна была хорошо принята императрицей Екатериной II, которая сделала её своей фрейлиной. В день торжества по случаю заключения мира с Портою (2 сентября 1793 года) Дарья Петровна была пожалована в статс-дамы. Также она была награждена Большим Крестом ордена Св. Екатерины. Этот орден виден на миниатюрном портрете Дарьи Петровны работы художника Ритта Августина Христиана.



Ритт А.Х. Портрет графини Дарьи Петровны Салтыковой. Кость, акварель, гуашь. 9,7 × 8,2, овал. 1794. Государственный Эрмитаж. Дарье Петровне на портрете 55 лет.

В 1771 году Дарья Петровна вышла замуж за героя русско-турецкой войны генерала-поручика Ивана Петровича Салтыкова (1730-1809). Её сестра Наталья Петровна (княгиня Голицына) записала это событие в своих биографических заметках:

"…В июне 1771 года Батюшка мой приехал в Москву на свадьбу моей сестры с Графом по имени Иван Петрович Салтыков, поскольку Батюшка (Салтыков Пётр Семёнович) оного желал, чтобы свадьба происходила в присутствии моего Папеньки. В том же году 15 июля состоялась оная свадьба в имении маршала Салтыкова, свекра сыстры моей, в Марфине, что в 30 верстах от Москвы."

Дарья Петровна была высокого роста, обладала величественной наружностью, которую многие принимали за надменность, высказывалась редко, но метко и резко. Известный русский мемуарист Ф.Ф. Вигель так отзывался об этой женщине:

"…Дарья Петровна Салтыкова была женщина чрезвычайно умная и отменно добродушная. Она соединяла в себе всю важность русских боярынь до петровского времени, с утонченной вежливостью и непринужденностью обращения придворных дам версальского двора… Вообще в посторонних расположена была видеть одну только хорошую сторону".

Французская художница Элизабет Виже-Лебрён, приехавшая в Москву в 1801 году и писавшая портрет Дарьи Петровны, вспоминала:
"… Дом маршальши Салтыковой почитался одним из лучших в Москве. Я должна была сделать ей визит сразу же по приезде. Она и её муж, занимавший тогда пост губернатора, приняли меня с бесконечным доброжелательством. Мне были заказаны портреты самого г-на Салтыкова и их дочери, вышедшей замуж за графа Григория Владимировича Орлова… В доме графини Салтыковой я наслаждалась совершенным покоем…"



Графиня Дарья Петровна Салтыкова. Копия неизвестного художника с оригинала Виже-Лебрён. Начало 19 века.
Холст, масло. 81х69 см. Исторический музей.

Дарье Петровне на портрете предположительно чуть больше 60-ти лет, но выглядит она значительно свежее, чем в возрасте 55 лет на портрете Августина Христиана Ритта (выше).

Дарья Петровна считалась женщиной строгих правил и не была замечена в порочащих её имя связях, но к мужу, зная о его любовных похождениях, относилась снисходительно, но с оттенком презрения, и никогда не унижалась до ревности. Муж Иван Петрович Салтыков, военный губернатор Москвы (с 1797 года), ценил и уважал супругу и платил ей глубокою привязанностью.

В декабре 1802 года Дарья Петровна слегла от желудочного расстройства, страдала пять дней и 23 декабря 1802 года скончалась по дороге из Петербурга в Москву. Иван Петрович умер через полтора года от паралича. Муж и жена Салтыковы похоронены в Спасской церкви имения Никольское под Ярославлем недалеко от деревни Когаево. В 1939-1942 годах церковь была разобрана, а фамильные склепы Салтыковых разграблены.
[Далее о Салтычихе]
Другая Дарья Салтыкова, но по отчеству НИКОЛАЕВНА, в девичестве Ива́нова (1730-1801), не принадлежала к высшему обществу, а была просто богатой русской помещицей, прозванной в народе Салтычихой, Душегубкой и Людоедкой. После смерти мужа, в голове у тихой, 25-ти летней Дарьи Николаевны что-то замкнулось в отрицательную сторону, и она начала зверски издеваться над своими крепостными, в основном, женщинами, девушками и детьми.
Решением Сената и личным указанием императрицы Екатерины II Салтычиха была лишена достоинства столбовой дворянки и приговорена к смертной казни, которую заменили пожизненным заточением в монастырском застенке.

17 октября 1768 года, ровно 253 года назад, на Красной площади построили высокий эшафот, посреди поставили столб с тремя цепями для "поносительного зрелища". "Позорище" началось в двенадцатом часу. Салтыкову привезли к эшафоту, привязали цепями к столбу, "где стояла она около часу; потом, посадя паки на роспуски, отвезли её в Ивановский девичий монастырь, в сделанную для неё, глубоко в земли аршина в слишком три, покачную, коя вся в земле, и ниоткуда света нет".

В этой подземельной, тёмной яме душегубица провела 11 лет, потом её перевели в каменный застенок с крошечным окном. Там же она и умерла в ноябре 1801 года, проведя в тюремном заточении 33 года. Похоронена на кладбище Донского монастыря. Надгробье сохранилось, на нём иногда появляется букетик цветов.

Прижизненных портретов Салтычихе не было, но художники, потрясённые садистскими наклонностями этой женщины, пробовали изображать её в графике и в живописи согласно своему воображению. На эту тему известна картина русско-советского художника В.Н. Пчелина, созданная им в 1920-х годах. Картина изображает один из моментов собственноручной расправы Салтычихи над крепостной девушкой.



Пчелин В.Н. "Салтычиха (Жертва крепостного права)". 1920-е.

история россии, русская живопись, русские художники, салтычиха

Previous post Next post
Up