Рокотов. Портрет Екатерины II.

Aug 10, 2021 06:09

Фёдор Степанович Рокотов считается художником из крепостных, только непонятно, почему Екатерина, портреты которой писали зарубежные именитые художники, вдруг стала позировать художнику низшего, бесправного сословия? Но был ли Фёдор Рокотов крепостным? Это не доказано до сих пор, ибо не найдено доказательных документов. Одни историки утверждают, что Рокотов был незаконнорожденным сыном одного из псковских дворян рода Рокотовых, другие, что он был "незаконным хозяйским ребёнком" одного из князей Репниных.

В поместье Репниных "Воронцово" в 1755 году заехал Иван Иванович Шувалов, собиравший в создаваемую им Академию художеств талантливых учеников, и увёз Фёдора на обучение в Петербург.
Каким образом он это сделал, неизвестно. То ли Рокотов был вольным и уехал по своей воле, то ли был крепостным, и Шувалов договарился с помещиком (выкупил?) Во всяком случае 20-летний Фёдор Рокотов прибыл в Петербург и стал учеником Академии художеств.

Академия в то время находилась в доме Шувалова - особняке на углу Итальянской улицы и Малой Садовой. Обучался живописи у француза Луи Ле Лоррена и итальянца Пьетро Ротари, а также копировал картины из собрания живописи Шувалова.

Неизвестно, как случилось, что Рокотову, предположительно из крепостных, поручили написать портрет самой императрицы! Шувалов мог бы его рекомендовать, но он, как фаворит Елизаветы Петровны, впал у Екатерины в немилость и отбыл (в ссылку) во Францию.

Возможно, Рокотов действительно был незаконнорождённым отпрыском князей Репниных, ведь княжеская кровь - это не кровь холопа! Или до Петербурга дошёл слух, что в Москве некий художник Рокотов прекрасно рисует парадные портреты для всей московской знати?
Как бы то ни было, Рокотов получил приглашение прибыть в Петербург.

Коронация Екатерины II произошла 22 сентября 1762 года, а Рокотов приехал в Петербург в 1763 году. То есть портрет Екатерины в честь коронации решили сделать задним числом.

Сеансы состоялись в Петергофе в Большом Дворце. Для позирования Екатерина надела коронационный наряд и воссела на трон. Рокотов, несмотря на молодой возраст (28 лет), взглядом опытного художника угадал увидел в Екатерине тот образ, который соответствовал её тайным честолюбивым чаяниям, ... и перенёс его на полотно.



Рокотов Ф.С.Портрет Екатерины II. 1763. Холст, масло 155,5 х 139 Государственная Третьяковская галерея, Москва.

34-летняя новоиспечённая императрица изображена сидящей на троне с атрибутами власти - скипетром в грациозно поднятой руке и державой на подушке. На ней парчовое платье с узорами, его лиф украшен изящными "брабантскими" кружевами, на плечи наброшена горностаевая мантия-порфира, украшенная вышитыми гербами российской империи (одна пола порфиры наброшена на левое колено). Через правое плечо надета шёлковая голубая лента с прикреплённым к ней орденом Андрея Первозванного (виден за кистью левой руки). На левой стороне груди серебряная восьмилучевая звезда ордена. Волосы императрицы украшены нитками жемчуга и маленькой бриллиантовой короной.
Лицо, повёрнутое в профиль, выписано мягко и нежно, а вся фигура Екатерины при её реальной тяжеловесности изображена легко и воздушно, из-за чего образ самодержицы на портрете смотрится возвышенно и торжественно.

Екатерина увидела на портрете себя - всемогущую и величественную, мудрую и милосердную, именно такой она хотела быть для своих подданных. И, хотя Рокотов, по своему обыкновению, фон картины до конца не прописал, а уделил внимание лишь сходству и общему облику, портрет Екатерине очень понравился. Она велела впредь изображать себя, ориентируясь именно на это своё изображение.
А художнику сделала заказ на портреты сына Павла, внука Александра и сына от Григория Орлова Алексея Бобринского.

В 1766 году Фёдор Степанович вернулся в Москву, где к нему сразу выстроилась очередь из желающих увековечить себя и свои семьи. Брал он за работу недорого - всего по 50 рублей. Для сравнения: зарплата писаря на фабрике составляла 20 рублей в год.

К 1790 году художник исписал практически всю Москву, создал целые фамильные галереи и увековечил множество семейных поколений. А вот себя не изобразил.



Рокотов Ф.С. Портрет молодого человека в гвардейском мундире . 1757.
Холст, масло. 44,5х33,5. Третьяковская галерея, Москва.

Известный художник и реставратор И. Э. Грабарь предположил, что безымянный "Портрет молодого человека в гвардейском мундире" может быть автопортретом Рокотова. Но специалисты Третьяковской галереи это предложение не поддержали (каталог 2015 г.), не смотря на то, что на портрете написано: "Писал Рокотов 1757 году Марта "15" дня".

По мнению других искусствоведов на портрете изображён товарищ Рокотова по Академии художеств Евграф Петрович Чемесов, тоже художник. А надпись на картине объясняется тем, что Рокотов просто подтверждал своё авторство на портрете товарища.

Жаль! Если на портрете действительно Чемесов, то мне искренне жаль. Хочется, чтобы это был портрет Фёдора Степановича! А то портрета нет, жены нет, детей нет, да и могила затерялась. Словно не было человека ....

Но он был, и его след на земле остался - это живописные работы. И пусть это портреты чужих людей, но они - память о художнике! Светлая и благодарная память!

государи, академия художеств, третьяковская галерея, русские художники, живопись-портреты, русская живопись, история россии, династия романовых, гордость нации, ордена

Previous post Next post
Up