Что такое притча?

Jan 12, 2014 21:40

Что такое притча? Почему Иисус говорит с народом, прибегая к притчам? Почему ученикам дано знать тайны Царства - и Иисус разъясняет им смысл Своих притч, а остальных Он оставляет, как кажется, в неведении? Для ответа на все эти вопросы важно понимать, для чего вообще использовались в древности (а на Востоке - и в Средние века, и позже, вплоть до сегодняшнего дня) притчи.

Казалось бы, проще всего было объяснить всё открытым текстом - тогда ни у кого точно не возникло бы никаких недоумений. На самом деле, однако, такой «лобовой» подход хорош лишь отчасти, и не только потому, что он отучает человека думать, предлагая ему готовые ответы. Дело ещё и в том, что при таком обучении у ученика зачастую даже не возникает вопросов. Он вообще не знает, о чём спрашивать, потому, что учитель сам решает за него, что ему надо знать. Притча же действует иначе.

Она прежде всего даёт человеку увидеть непривычное в привычном, неожиданное там, где, казалось бы, всё уже давно известно и понятно. Она учит человека задавать вопросы - и вопросы не праздные. Бывают ведь вопросы ради вопросов, ради того, чтобы провести время в более-менее учёной и в более-менее дружеской беседе. Притча же учит задавать вопросы, ставшие насущными потому, что привычное если не рухнуло, то, как минимум, пошатнулось. Насущные вопросы - это вопросы, заданные изнутри такой вот качающейся реальности.

Человек, конечно, свободен, он может отмахнуться от притчи, и тогда его реальность вновь встанет твёрдо - или, по крайней мере, так ему будет казаться. В этом случае притча останется для него лишь сказкой, басней, красивым парадоксом, не имеющим отношения к его собственной жизни или к жизни вообще. О таких людях Иисус и говорит, что они видя не видят и слыша не слышат.

Тем же, кто склонен прислушаться, надо в первую очередь осознать вопросы, вытекающие из притчи, сформулировать их для себя самого. Понять, что ему непонятно и непривычно в понятном и привычном. Эту работу человек может и должен проделать сам, тут не нужны подсказки. Пока он её не проделал, он остаётся среди тех, кого Спаситель называет «внешними». Когда же вопросы сформулированы, их задают - как делают это ученики Иисуса.

Вот тогда-то и можно говорить открытым текстом, тогда человек услышит и поймёт - разумеется, в свою меру. Иисус именно так и действует - Он ведь не учитель в худшем понимании слова, из тех, которые навязывают своё знание всем, кто не успел или не смог сбежать. Он говорит лишь тем, кто готов услышать и хочет этого, оставляя открытой дверь и для остальных на случай, если они захотят войти.

БИБЛИЯ-центр https://www.bible-center.ru/

святое слово, притча, иисус христос

Previous post Next post
Up