Приближается скорбная дата 10 февраля. Исполнится 184 года, как погиб А.С. Пушкин.
Мои мысли о нём ...
Орест Кипренский выполнил портрет Пушкина по заказу Антона Дельвига. Дельвиг держал портрет в своём доме, но после смерти друга (1831) Пушкин выкупил портрет у вдовы и повесил в своём кабинете.
Отец поэта Сергей Львович Пушкин отметил сходство сына на портрете, и самому Александру Сергеевичу понравилось своё изображение, он даже посвятил Кипренскому стихотворение:
Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз, -
И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз.
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья важных аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид.
Кипренский О.А. Портрет А.С. Пушкина. 1827. Холст, масло. 64,8 х 56,3 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Многие, не раз видевшие Пушкина, также подчёркивали сходство оригинала с изображением, но единодушно возражали лишь против одного - застывшей позы Пушкина на портрете. Все, кто общался с поэтом (или наблюдали его), отмечали, что он был человеком оживлённым, деятельным, порывистым, пылким: "почти каждое движение его было страстное, от избытка жизненной силы его существа; ею он еще более пленял и увлекал, нежели своими сочинениями". Говорили: "вертлявый и непосестный, Пушкин был весь жизнь и движение".
Понимаю, современникам, привыкшим в жизни к "вертлявому" Пушкину, было странно видеть его изображённым неподвижно, но они должны были понимать, что в живописи движение изображается статикой, - это и есть то уникальное искусство, которым в совершенстве владел художник Кипренский.
Думаю, о позе Пушкина шептались и завистники его славы, усматривая в "наполеоновской" позе поэта намёк на сравнение его с великими поэтами прошлого. Об этом говорит и статуэтка музы Поэзии за плечом Пушкина - прозрачный "намек на поэтическое призвание и покровительство богов".
Неизвестно, что сказал о своей позе на картине сам Пушкин, но, если об этом не осталось воспоминаний, то ему, вероятно, нравилась величавая значительность своего отражения на холсте; возможно, он видел в своей статичной позе а ля лорд Байрон мечту о памятнике самому себе, о чём писал в стихотворных строчках.
Кипренский по праву мог сказать о портрете словами Пушкина "Я памятник воздвиг ЕМУ нерукотворный". Руками воздвиг, но - Памятник!
Третьяковская галерея, зал 8.
P.S.
Неизвестен ни один случай, когда Александр Сергеевич сам бы обращался к художникам для заказа своего портрета, наоборот, он всегда отказывал художникам, хотевшим его написать.
В стихотворении "To Dawe, esqr." Пушкин даже советует художнику изображать не его обезьяний профиль, а красавиц типа Олениной:
Зачем твой дивный карандаш
Рисует мой арапский профиль?
Хоть ты векам его предашь,
Его освищет Мефистофель.
Рисуй Олениной черты.
В жару сердечных вдохновений
Лишь юности и красоты
Поклонником быть должен гений.
Но стихотворение написано в 1828 году, а портрет Кипренский создал в 1827-м.
Интересно, КАК Дельвиг уговорил Пушкина позировать?