Стихов я не читаю - но люблю
Марать шутя бумаги лист летучий;
Свой стих за хвост отважно я ловлю;
Я без ума от тройственных созвучий
И влажных рифм, как например на "ю".
М.Ю.Лермонтов
Вот и я, как Лермонтов, тоже "без ума от тройственных созвучий и влажных рифм", но только когда они написаны (как строчки выше) в классической силлабо-тональной манере.
Классическая силлабо-тоническая (короче, просто классическая) поэзия требовала от стихосложения строфическую замкнутость, то есть в рамках одной строфы должна раскрываться лишь одна мысль, и фразу нельзя обрывать на одной строке и продолжать в другой. Пример классических строчек:
Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хазарам:
Их села и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам.
/А.С. Пушкин/.
Основоположником русского силлабо-тонического стихосложения ( греч. συλλαβή - слог и τόνος - ударение) был Василий Кириллович Тредиаковский. Одновременно с ним (и позже) классику русского стиха развили другие поэты, в частности Ломоносов и Сумароков.
Но поэзия искала и рождала новые формы стихосложения, одной из которых стал "анжамбеман" (от французского enjambement (перешагнуть).
Анжамбеман в стихосложении - это несовпадение синтаксической паузы с ритмической, то есть при чтении отмечается паузой, без которой стихотворение теряет ритмическую выразительность. Переноситься могут как целые слова, так и части слова.
Лучом поднявшись к небу, он
Коснулся высоты заветной -
И снова пылью огнецветной
Ниспасть на землю осужден.
Ф. Тютчев, /Фонтан/
Анжамбеман использовался в поэзии с античных времён. Древние поэты любили использовать анжамбеман в своих стихах, например, римский поэт Гораций или древнегреческий лирик Пиндар.
Создан памятник мной. Он вековечнее
Меди, и пирамид выше он царственных.
Не разрушит его дождь разъедающий,
Ни жестокий Борей, ни бесконечная
Цепь грядущих годов, в даль убегающих.
Гораций /Памятник/
В классическом стихосложении анжамбеман не использовался, но с приходом сентиментализма и романтизма поэты стали отходить от правил классицизма и допускать в строчках переносы.
Анжамбеманы могут быть слоговыми, строчными, строфическими, слогово-строфическими и т. д. Единичные анжамбеманы служат средством интонационного выделения отсеченных стихоразделом отрезков фразы.
Ныне же прежней счастливой судьбы благосклонный поток
К нам его возвращает.[строфический перенос] Но, раз потерпев,
Будет хранить отныне он осторожность в душе.
Пиндар /Истмийская ода/
В традиционной поэтике различаются три вида анжамбемана:
rejet - "сброс" (конец предложения захватывает начало следующего стиха),
contre-rejet - "наброс" (начало предложения захватывает конец предыдущего стиха)
double-rejet - "двойной бросок" (фраза начинается в конце предыдущего стиха, кончается в начале следующего).
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел [сброс]. Пред ним широко
Река неслася [двойной бросок]; бедный чёлн [наброс]
По ней стремился одиноко…
А.Пушкин /Медный всадник/
Роль анжамбемана как изобразительного средства в стихотворном произведении велика.
Выдающийся российский филолог и стиховед Максим Шапир писал: "Нет сомнения, что переносы в "Медном Всаднике" выполняют экспрессивные и изобразительные функции, обретая порой прямую иконичность - там, где Нева выходит из своих берегов, синтаксис выходит из берегов стиха".
А.С. Пушкин часто использовал анжамбеманы:
Тобой, одной тобой… Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит - оттого,
Что не любить оно не может.
А. С. Пушкин /На холмах Грузии/
Анжамбеман, являясь художественным, поэтическим средством, придаёт стихотворению дополнительную выразительность и эмоциональность. Очень часто использовали анжамбеманы Маяковский, Михаил Кузьмин, Булат Окуджава, сплошь и рядом ломали строфу анжанбеманом Цветаева, Пастернак, Иосиф Бродский...
Мне всё равно, каких среди
Лиц - ощетиниваться пленным
Львом, из какой людской среды
Быть вытесненной - непременно…
М.Цветаева /Тоска по родине/
...я жил
в колледже возле Главного из Пресных
озер, куда из недорослей местных
был призван для вытягивания жил.
И.Бродский /В озёрном краю/
Еще более ярко проявляется ритмическая роль анжамбемана, когда в связи с ним "разрушается" целостность не отдельного стиха (в этом случае нарушение целостности стиха, как такового, заслоняется часто значением анжамбемана, как разрушителя грамматической фразы), а целой строфы.
Бродский широко применяет в своей поэзии внутрисловный перенос, при котором граница между стихами разрезает слово:
Шпили, колонны, резьба, лепнина
арок, мостов и дворцов; взгляни на-
верх: увидишь улыбку льва…
Иосиф Бродский. /Лагуна./
Он же:
Мир пятерни. Срез
ночи. И мир ресниц.
Тот и другой без
обозримых границ.
И наши с тобой слова,
помыслы и дела
бесконечны, как два
ангельские крыла.
Бродский /Волосы за висок/
Развитие анжамбемана в конце ХХ веке специалисты связывают с именем Иосифа Бродского. Филолог Максим Шапир отмечал: "На протяжении 1960-х годов Бродский ставил все более смелые эксперименты по удлинению поэтической фразы и осваивал все более резкие межстрочные и межстрофные enjambement,ы: он отрывал то предлог от существительного, то отрицательную частицу от глагола, то союз от присоединяемого предложения, а в редких случаях делил слово между стихами или даже строфами."
Если переносов много, то такое стихотворение приобретает особый ритм, напоминает прозаическое произведение. Иногда, например, когда от основной фразы отрывается предлог или отрицательная частица, анжамбеман позволяет придать тексту непредсказуемость и неожиданный сюжетный поворот. Это оригинальное художественное средство продолжает пользоваться популярностью и среди современных авторов.
Сколько раз я пытался мечтать головой,
Думать сердцем, и что же? - Немедля
Разум кваканьем глушит твой восторг, соловей,
И с издёвкою треплется подле.
Вадим Шершеневич /Бродяга страстей/.
Употребляют анжамбеманы и современные поэты. В настоящее время наиболее распространяются слоговый и слогово-строфический анжамбеманы.
Общеизвестный пример слогового анжамбемана:
Под водою грезят рыбы
о сверкающих нажив-
ках - заселить меня могли бы,
хоть покамест я и жив.
Антон Нечаев (род. 1970):
Анжамбеман придаёт речи непредсказуемость, создаёт неожиданный сюжетный поворот, например, когда от основной фразы отрывается предлог или отрицательная частица.
Свобода
- Какая же ты СВО!
- Да.
- Ты делаешь мне БО!
- Да.
- Так нужна ль ты мне
СВО
БО
ДА?
- Да.
Евгений В. Харитонов (1941-1981)
Анжамбеманы в стихосложении играют важную роль. С помощью пауз и интонаций они выделяют поэтические образы. Если переносов много, то такое стихотворение приобретает особый ритм и становится похожим на прозаическое произведение.
Анжамбеман, как оригинальное художественное средство, продолжает и в современной поэзии пользоваться широкой популярностью.
В заключение стихотворение Иосифа Бродского "Осенний крик ястреба", в котором анжамбеманы практически в каждой строчке:
Но восходящий поток его поднимает вверх
выше и выше. В подбрюшных перьях
щиплет холодом. Глядя вниз,
он видит, что горизонт померк,
он видит как бы тринадцать первых
штатов, он видит: из
труб поднимается дым. Но как раз число
труб подсказывает одинокой
птице, как поднялась она.
Эк куда меня занесло!
Он чувствует смешанную с тревогой
гордость. Перевернувшись на
крыло, он падает вниз. Но упругий слой
воздуха его возвращает в небо,
в бесцветную ледяную гладь.
В жёлтом зрачке возникает злой
блеск. То есть, помесь гнева
с ужасом. Он опять
низвергается. Но как стенка - мяч,
как падение грешника - снова в веру,
его выталкивает назад.
Его, который еще горяч!
В чёрт-те что. Всё выше. В ионосферу.
В астрономически объективный ад…