Австрийский художник Иоганн Баптист Ла́мпи Старший (1751-1830) по рекомендации Григория Потёмкина был приглашён ко двору Екатерины II в 1792 году. Лампи был искусным живописцем и графиком, и ценился за умение создавать парадные портреты. За пять лет пребывания в Санкт-Петербурге он создал портреты практически всей придворной знати. Его живопись высоко ценилась за легкую, гладкую и уверенную кисть. Лампи, как никто другой, умел сделать антураж любого портрета празднично-парадным, а невзрачные лица красивыми, не нарушая при этом сходство с натурой.
Первым, конечно, был парадный портрет императрицы (1792). Художник изобразил Екатерину в полный рост в эффектной позе, с лентами главных императорских орденов через плечо и с атрибутами самодержавной власти.
Екатерине польстил портрет и восхищение художника, она выдала ему вознаграждение в 12 тысяч рублей и распорядилась назначить Лампи пансион в 1 тысячу рублей ежегодно. Понравившись императрице, Лампи понравился и последнему фавориту Екатерины - Платону Зубову, который стал ему покровительствовать.
При Екатерине Павел I благосклонно относился к художнику, но после смерти матери лишил его пансиона и всех имений. Лампи был вынужден вернуться в Австрию. А его покровителя Платона Зубова Павел отправил в ссылку.
Но у Павла было отходчивое сердце. В 1800 году он снял опалу с бывшего фаворита матери, вернул его в столицу и даже назначил начальником Кадетского корпуса. Однако Зубов, человечишка с мелкой душой и большим гонором, ещё недавно бывший самой влиятельной персоной в российской империи, затаил на Павла I обиду. Зубову удалось отомстить за своё унижение. Он стал одним из лидеров заговора против императора и участником его убийства.
Но наград от Александра I не получил.
В 1800 году, благодаря заступничеству графа Кутайсова, камердинера и любимца Павла I, Иоганн-Баптист Лампи-старший вернулся в Россию. В 1802 году он создаёт парадный портрет Зубова, где бывший фаворит изображён в полный рост с орденами и орденскими лентами на фоне военных атрибутов. И что самое удивительное, Зубов на портрете выглядит писаным красавчиком.
Лампи -старший Иоганн-Баптист. Портрет князя Платона Александровича Зубова.
1802. Холст, масло. 326х250 см. Государственный Эрмитаж.
Современники говорили о Зубове, что он был носат, черняв и мелок. Екатерина даже прозвала его "Цыганёнком".
Шарль Массон, личный секретарь графа Н.И. Салтыкова, писал в своих "Секретных записках": "Из всех баловней счастья царствования Екатерины II ни один, кроме Зубова, не был тщедушен и наружно, и внутренно".
Граф Штернберг отмечал, что Зубов был "среднего роста, очень худощав, имеет довольно большой нос, чёрные волосы и такие же глаза. Внешность его не представляет ничего величественного".
В том и состоит особенность дарования художника Лампи - приукрашать и возвышать без вреда сходству. Искусство - великая сила! Если в жизни Зубов чернявый, тщедушный и носатый цыганёнок, то на портрете Лампи - величественный герой и безусловный красавец!
Мне совершенно неинтересен этот человек, но мне интересны российские ордена на его груди, которые Лампи выписал тщательно и узнаваемо.
Фрагмент картины Лампи.
На левой стороне груди у Зубова сверху, как полагается, звезда Ордена Св.Андрея Первозданного, ниже звезда Ордена Св. князя Владимира 1 степени. Посередине Портрет императрицы Екатерины в голубых лентах, окаймлённый драгоценными камнями. С правой стороны груди узнаются очертания Ордена Св.Анны. Через правое плечо две орденские ленты - голубая муаровая к ордену Андрея Первозванного, и из-под неё чёрно-красно-чёрная лента ордена Св.Владимира.
Красиво, торжественно, нарядно и величественно.