Фильм "Ребекка" (1940) давно был у меня на слуху, но посмотрела его только вчера. Побуждением послужили три причины: триллер-детектив, Хичкок и Лоуренс Оливье в главной роли. Этого актёра я нежно полюбила после Гамлета, но в "Ребекке" он понравился мне ещё больше - красавчик-глаз-не-оторвать.
Хичкок создал экранизацию одноимённого романа Дафны Дю Морье (не читала), которая считается мастером психологического направления в английской литературе. Говорят, Хичкок многое из романа не включил в фильм, но экранизация - это не постраничная иллюстрация книги, а самостоятельное кинопроизведение, главное в нём не отступать от основополагающей идеи оригинала, так что считаю, что режиссёр и сценаристы блестяще справились с поставленной задачей.
Хичкок прославлен как "король ужасов", но в "Ребекке" нет "хоррора", это интересный, увлекательный и даже лиричный фильм, где всего в меру: детектив, триллер, интрига, любовь, изысканность, но больше всего ожидания "что будет дальше".
Создатели фильма сделали упор на психологическую линию повествования, что и прибавляет интереса к фильму.
Вкратце о сюжете.
Молодой и богатый вдовец Джордж Фортескью Максимилиан де Уинтер (Максим), владелец огромного поместья Мэндерли, будучи в Монте-Карло, знакомится с хорошей, скромной девушкой, которая служит компаньонкой у эксцентричной миссис Эдит Ван Хоппер (роль замечательной американской актрисы Флоренс Бейтс ). Девушка в него сразу влюбляется, и он, похоже, тоже, потому что через некоторое время делает ей предложение руки и сердца. Они расписываются в местной мэрии и уезжают в Мэндерли.
Мистер и миссис Винтер
В огромном доме, похожем на средневековый замок, молодая миссис де Уинтер чувствует себя не уютно. Она боится экономку миссис Дэнверс (Джудит Андерсон), боится незримого присутствия бывшей жены Максима Ребекки, воспоминания о которой повсюду, боится управлять поместьем и чувствовать себя хозяйкой. Максим не может отделаться от тягостных воспоминаний (всего год прошёл, как Ребекка утонула в море), и дело чуть не доходит до разрыва, но тут появляются обстоятельства, которые резко меняют ситуацию.
Миссис де Уинтер играет очень милая и симпатичная актриса Джоан Фонтейн. Мне она понравилась с первого взгляда, актриса тонко и ярко передаёт чувства своей героини.
Лоуренс Оливье в роли Максима неотразим, но по роли он рефлексующий неврастеник. По ходу фильма выясняется, что таким его сделала бывшая жена Ребекка, культ которой присутствует и поддерживается в Мандерли.
Миссис Винтер и миссис Дэнверс.
Очень впечатлила миссис Дэнверс, управляющая хозяйством в Мандерли, просто зловещий образ, какой позже Хичкок будет часто использовать в своих фильмах. Эту роль Джудит Андерсон сыграла блестяще.
Эти трое персонажей - главные в фильме, они очень разные, но Оливье, Фонтейн и Андерсон замечательно раскрыли характер своих героев. Дополнительно хочу отметить помощника Макса в бумажных делах Фрэнка (Реджинальд Денни), понравилась его внешность и положительность роли. Ещё произвёл впечатление Джордж Сандерс, сыгравший кузена Ребекки Джека Фавелла, роль небольшая, но выпуклая и запоминающаяся.
Когда фильм закончился, во мне возникло ощущение, что я прочитала хорошую, добротную книгу о старой Англии (но не роман Дафны Дю Морье, а скорее роман наподобие "Джен Эйр"). Мне всегда нравились произведения, где замки, старинные поместья, богатые интерьеры, английские газоны, благородные господа, преданные слуги, изысканность и манеры во всём. Всё это есть в фильме Хичкока.
Не понравилось, что миссис де Уинтер (её имя ни разу не произносилось) позволяла миссис Дэнверс довлеть над собой (чуть не дошло до самоубийства), неприятно было видеть, как миссис Дэнверс сладострастно гладит руками нижнее бельё Ребекки, жалко было видеть Максима растерянным и сломленным, но к концу фильма всё утрясается и наступает "хэппи энд".
Мне фильм понравился. Я бы посоветовала посмотреть его романтичным девушкам и сентиментальным женщинам (к которым не отношусь), всем почитателям Хичкока и "мягких" триллеров, а также тем, кто просто любит английские фильмы.
Фильму уже 80 лет, но смотрится хорошо.
Разговор в машине.
Будущая миссис де Уинтер говорит: "Мне бы хотелось хранить воспоминания как духи, которые никогда не выдыхаются, не надоедают, и чтобы я, когда мне захочется, могла бы открывать флакончик и пережить воспоминания снова"
Мистер де Уинтер отвечает: "Иногда в них хранятся демоны, которые заставляют вспоминать тебя то, что хочешь забыть".
Думаю, именно это хотел поведать в своём фильме Альфред Хичкок.