О детективном триллере "Тайна личности Борна", 1988 г.

Apr 29, 2020 19:43

Американский писатель Роберт Ладлэм широко известен как автор политического, шпионского романа "Тайна личности Борна". Книга была написана в 1980 году и принесла автору всемирную славу. Главный герой романа - агент ЦРУ Джейсон Борн. Однажды при проведении операции по ликвидации международного террориста Карлоса, он был прошит пулями, тяжело ранен в голову и найден в окрестностях Марселя в беспамятстве. Раны бедолаги залечиваются, а амнезия остаётся.


Допускаю мысль, что Роберт Ладлэм (фото справа) создал своё роман под впечатлением романов Яна Флеминга о супер-агенте 007, на основе которых уже в 60-х начали снимать фильмы и развивать бондиану. Ведь имя героя Ладлэма Джейсон Борн созвучно с именем Джеймса Бонда, иногда в разговоре и спутать можно. ))))

В 1988 году роман "Тайна личности Борна" был экранизирован под тем же названием режиссёром Роджером Янгом по сценарию Кэрола Собески, который полно и точно воспроизвёл сюжет романа. Роман "Тайна личности Борна" уместилась в 3-х часовом показе двух серий.

Как в книге, так и в фильме начало интригует: на берегу моря находят неизвестного мужчину, он ранен и без сознания. Местный врач, хирург-алкоголик, выхаживает беднягу и ставит на ноги. Зашивая раны пациента, доктор обнаруживает под кожей его бедра крошечную микроплёнку, где написан номер счёта в швейцарском банке. Это единственная зацепка для прояснения памяти незнакомца. Доктор даёт ему свои сбережения и отправляет в Цюрих.

А дальше события развиваются ещё интересней и динамичнее. В банке незнакомец выясняет, что его зовут Джейсон Борн, и замечает, что при его появлении местное окружение (в банке, в гостинице, на улицах, даже полиция) активно оживляются посредством погони, перестрелки, гонках на автомобиле и прочих проявлений экшна.

Понятно, что в фильмах "без женщин жить нельзя на свете, нет", вот и в этом триллере главный герой Борн (Ричард Чемберлен) при экстремальных обстоятельствах знакомится с Мэри (красавица Жаклин Смит), с которой не расстаётся до конца фильма.



Кадр из фильма. Борн (Ричард Чемберлен) и Мэри (Жаклин Смит).

Позже Роберт Ладлэм написал продолжение эпопеи с Борном - в 1986 году вышла книга "Превосходство Борна", а в 1990-м - "Ультиматум Борна". Эти романы у меня есть - все три в одном толстом томе.

Детективы, какими бы у разными они не были, имеют единое сходство - быстро забываются. Поэтому перечитывать детективы - всё равно, что читать заново. Но трилогию Роберта Ладлэма о Борне мне не надо перечитывать, потому что я прекрасно запомнила её после первого чтения несколько лет назад. И тогда же подкрепила память и впечатление визуальной кинокартинкой.

"Мой" Джейсон Борн не похож на Ричарда Чемберлена. Этот актёр навсегда закрепился в моей памяти ролью красивого и страдающего священника Ральфа де Брикассара в "Поющих в терновнике" - вот там ему было подходящее место!

Но, говоря честно, Ричард Чемберлен (закрываю глаза на его сексориентацию) в роли Джейсона Бонда мне всё же понравился. Он играл обычного человека, попавшего в жизненную передрягу. Если в нём оставались навыки агентной подготовки, то внешне этого не было заметно. Это не ловкий и беспощадный Мэтт Дэймон в ремейках о Борне последующих лет, Борн-Чемберлен мягкий, чувствительный, переживающий человек, которого судьба заставила быть жёстким. Даже напряжение драки вызывает в нём нервный срыв, недаром после стычки с Карлосом Мэри приходится успокаивать его, как маленького ребёнка.

Я бы, будучи режиссёром, взяла на роль Борна другого актёра, более крепкого на вид, но не такого, как качок Мэтт Дэймон. Но что делать, Роджер Янг выбрал на роль Борна именно Чемберлена. Может, он думал, что Чемберлен внешне похож на Роберта Ладлэма?

В целом, фильм активный, но кажется неторопливым, повествование течёт плавно, но волнение ощущается, хотя не было того адреналина, что выплёскивался в трилогии о Борне с Мэттом Дэймоном. И не надо.

Голливудская Борниада с Дэймоном сделана качественно, на высоте режиссёрского и операторского искусства, сценарии построены гладко, смотрится с большим интересом, адреналин зашкаливает, но ... после окончания просмотра в памяти остаются лишь гонки, стрелялки, мордобития, а между ними рефлексирующий киллер. В итоге, когда учащённое дыхание успокаивается, вместе с ним тускнеет и впечатление.

А фильм Роджера Янга создаёт приятное, долгое ностальгическое настроение. Ностальгия не о времени, а от качества тех кино, в которых на первом месте была не только зрелищность, но и человечность и добрая мысль!

Считаю "Тайну личности Борна" удачным кинопроизведением. Созданный более 30-лет назад, он совсем не смотрится архаичным, разве что мода тех лет сегодня устарела, например, мужские пальто с рукавами реглан или женские жакеты с массивными плечами, но это не недостаток, это радость вспомнить и увидеть атрибуты ушедшего времени, что само по себе прекрасно.

Камера оператора Тони Пирса-Робертса снимала происходящее на фоне улиц, зданий и интерьеров Парижа, Лондона, Цюриха, Марселя и других мест - это было красиво, и я любовалась этой классической красотой великих городов, даже иногда останавливала кадр и подолгу рассматривала картинку на экране.

Музыку Лоуренса Розенталя я не оценила, признаюсь честно, эта какофония звуков больше мешала, чем помогала, хотя, видимо, так было задумано, как ещё показать сумятицу чувств Борна в период амнезии? Да бог с ней, с музыкой, напряжения и без неё хватало.

Особо хочу отметить классное дублирование. Я услышала прямо-таки родные голоса Александра Новикова (Борн), Марины Тарасовой (Мэри), Алексея Борзунова (генерал Вилье) ... Есть у некоторых современных студий манера переозвучивать старые фильмы, слава Богу, "Тайну личности Борна" они не тронули, я бы тогда и смотреть не стала.

Да, хороший фильм. Детективный, полицейский, политический триллер со шпионскими страстями, с нежной любовью, с верностью отношений, дружбой и предательством, продажностью и справедливостью ... и это ещё не полный набор того, что сформировало моё впечатление. А оно осталось таким же, как и от первого просмотра несколько лет назад. Классика жанра-с!

Отдельно хочу упомянуть актёра Денхолма Эллиота (доктор-алкоголик), нравится мне этот актёр! Он появляется лишь в начале фильма, но играет важную роль в дальнейшей судьбе Борна. А добрый шпион благодарит его за спасение жизни, положив на счёт доктора миллиончик долларов. Правда, неизвестно, узнал ли об этом доктор? Думаю, узнал и был растроган. Да и Борн показал себя с человечной стороны!



Кадр из фильма. Денхолм Эллиот в роли доктора Джеффри Уошберна.

При том, что фильм (обе серии) мне понравился, десятку ему не дам, есть в фильме недочёты, которые не тянут на высший бал, но и ниже семи он не заслуживает.
В итоге 7 из 10.

триллер, фильмы-детективы, американское кино, экранизации, кинодетектив

Previous post Next post
Up